Введение…………………………………………………………………….3
1. Новое видение мира эпохи Возрождения……………………………...5
2. Художественный язык живописи в эпоху Возрождения……………...9
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………….17
Читать дальше
Живопись эпохи Возрождения составляет золотой фонд не только европейского, но и мирового искусства. Период Ренессанса пришел на смену темному Средневековью, подчиненному до мозга костей церковным канонам, и предшествовал последующему Просвещению и Новому времени.
В Эпоху Возрождения выработалась новая система художественного видения мира, которая основана на доверии к восприятию человека, прежде всего зрительному. Таким образом, определился исходный принцип художников Ренессанса – изображать так, как мы это видим. Это означает, что вещи рассматриваются не изолировано, а в единении со средой, в которой они находятся.
На основании исходного принципа художники Эпохи Возрождения разрабатывают новые, открывая законы прямолинейной перспективы. Основоположниками такой теории стали Мазаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Альберти.
Перспективное построение позволило превратить всю картину в окно, через которое виден мир.
Открытие перспективы помогло расширить круг изображаемых явлений и тем самым включить в живопись пейзаж, пространство и архитектуру.
Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Жажда знаний стала великой страстью эпохи. Энергия людей, раскрепощенных социально и духовно, обратилась на создание нового, при этом сами творцы были разносторонне развитыми людьми, что соответствовало гуманистическому идеалу.
Дух расцвета имеет широкое выражение в картинах того времени и наполняет особой чувственностью живопись. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний, изучая досконально физиологию человека и окружающий мир. Это делалось для того, чтобы более реалистично отобразить истинность Божьего создания и происходящие события на своих полотнах. Большое внимание уделялось изображению религиозных сюжетов, которые приобретали земное содержание благодаря мастерству гениев, таких как Леонардо да Винчи.
Такими образом, характерными чертами ренессансной живописи, являются: определенная рациональность, выраженная в постоянном поиске основ искусства; использование античных сюжетов, трансформируемых в соответствии с гуманистическими взглядами того времени; широкое распространение станковой живописи и монументальной фресковой живописи. Эпоха Ренессанса позволила обрести человеку новое самосознание и новую общественную позицию, которая основана на понимании собственной уникальности, таланта и силы, что в корне отличает человека Возрождения от человека Средневековья.
По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя.
Читать дальше
1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры / Л.М. Брагина. – М. Гостехиздат, 2019. - 384 c.
2. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Якоб Буркгардт. - М.: Русич, 2018. - 488 c.
3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих эпохи возрождения / Джорджо Вазари. - М.: Пальмира, 2013. - 472 c.
4. Венецианская живопись эпохи Возрождения / ред. Б.В. Виппер. - М.: Советский художник, 2015. - 120 c.
5. Волынский А. Л. Жизнь Леонардо Да Винчи / А. Л. Волынский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 422 с.
6. Гнедич П.П. История искусств. Эпоха Возрождения. Мировые шедевры / П.П. Гнедич. - М.: Олма Медиа Групп, 2015. - 619 c.
7. Жуковский В. А. О литературе и искусстве. Избранное / В. А. Жуковский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 313 с.
8. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 310 с.
9. Кустодиева Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения. Очерк-путеводитель / Т.К. Кустодиева. - М.: Искусство. Ленинградское отделение, 2013. - 224 c.
10. Левинсон-Лессинг В.Ф. Государственный Эрмитаж. Живопись XIV - XVI веков / ред. М.И. Артамонов, В.Ф. Левинсон-Лессинг. - М.: Прага: Артия; Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. - 400 c.
11. Ломоносова М.Т. Графика и живопись / М.Т. Ломоносова. - М.: АСТ, 2020. - 202 c.
12. Отрошко О. Живопись и графика / Отрошко О. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 208 c.
13. Плеханов Г. В. Теория искусства и история эстетической мысли. Избранные труды в 2 т. Том 2 / Г. В. Плеханов. -М.: Издательство Юрайт, 2019. - 268 с.
14. Ракша Ю. Живопись, графика / Ю. Ракша. - М.: Советский художник, 2020. - 160 c.
15. Яйленко Е.В. Живопись эпохи Возрождения / Яйленко Е.В. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 853 c.
16. Arthur Hutchings, Michael Talbot, Cliff Eisen, Leon Botstein, Paul Griffiths. Concerto // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (A-Z). In 29 vol. London, 2000. – 287 р.
17. Baldwin R. From Formal Analysis to Cultural Studies. On Major Methods of Art History. Comments on Art Historical Methodology and the History of Art History // Social History of Art. 2020. – 191 р.
Читать дальше