Исследуя понятие «сексуальность» было определено, что его нельзя рассматривать только с точки зрения одного подхода. Одновременно сексуальность является взаимодействием биологического, психологического и социокультурного элементов в индивидуальном опыте каждого человека. Психология сексуальности направлена на исследования психосексуальной активности. Сексуальность каждого человека состоит из гендерной роли, сексуальной ориентации, гендерной и сексуальной идентичности. Все эти компоненты взаимосвязаны. Они имеют влияние на самоотношение личности, межличностное общение, сексуальное поведение.
В сексуальности выделяют следующие основные функции:
репродуктивная функция, состоящая в продолжение рода человеческого;
получения удовольствия, что является неотъемлемым мотивом сексуального поведения;
сохранения здоровья, так как регулярная сексуальная жизнь, подкрепляемая положительными эмоциями, отсутствие проблем с физиологической и психологической сторон предполагают высокий уровень общего самочувствия.
Теория «Сексуального сценария» объединяет в себе психологический и социальный аспекты сексуальности. Сценарий предполагает наличие выработанной модели, в которой имеется разнообразные компоненты, выстроенные в один поведенческий ряд и направленный на предсказание оценку своего сексуального поведения. Так как уже определено, что сексуальность многоаспектное явление, сексуальный сценарий имеет также несколько уровней: культурный сценарий, межличностный сценарий, индивидуальный сценарий. Таким образом, эта теория объединяет в себе совокупность социальных норм, направленных на регуляцию межполовых отношений; само межличностное общение, в рамках данных норм; индивидуальные предпочтения человека, которые реализуются, пытаются реализовать или даже не пытаются осуществить, которые выражаются в сексуальном поведении в межличностных отношениях.
Сексуальное поведение формируется в ходе психосексуального развития, которое начинается в пренатальном периоде и угасает на инволюционном этапе. Необходимо выделить основные этапы психосексуального развития. В утробе матери начинает формироваться психика ребенка, а также определяются первичные половые признаки ребенка, то есть – биологический пол.
В развитии в период от 1 года до 5-7 лет ребенок идентифицирует свой пол. Любознательность подталкивает его к изучению собственных половых органов, а также половых признаков окружающих сверстников. Взрослым дети в этом периоде задают вопросы о межполовых различиях у мальчиков и девочек.
На следующем этапе в возрасте с 7 до 12 лет дети выбирают мужскую или женскую половую роль и утверждают ее на практике.
В возрасте с 11-13 до 15-18 лет у подростков формируется сексуальная ориентация. В этот период приобретаются первые навыки полового общения и поведения.
В возрасте с 15-18 до 25-30 лет у человека формируется предпочтительный сексуальный сценарий, приобретается первый сексуальный опыт, предпринимаются попытки найти постоянного партнера.
В период зрелости реализуется формирование партнерства с возможностью удовлетворения потребностей каждой личности, в том числе потребности в сексуальной сфере.
Дальнейшая стадия соотносится с увяданием сексуальных отношений. К этой стадии относятся мужчины и женщины в возрасте с 50-55 до 70 лет.
Таким образом, наглядно можно увидеть о сложном развитии и функционировании сексуальности. Для исследования сексуальности личности применяются различные методы: опрос, интервью, обследование, наблюдение, изучение отдельных случаев, клинические исследования, экспериментальные исследования.
При психодиагностическом исследовании чаще всего применяются опросники и проективные методики. Сексуальное поведение личности зависит от многих индивидуальных характеристик человека. Исследователи обращают внимание на такие показатели, как: свойства интро- и экстроверсии, невротизм, маскулинность - фемининность и другие. Показатели мужчин и женщин, несомненно, во многом различаются, поэтому, методики имеют как женские, так и мужские варианты. Возрастные различия тоже следует учитывать, поэтому имеются методики в нескольких вариантах по исследованию сексуальности подростков, взрослых, или универсальные для всех возрастов.
Таким образом, исследование сексуальности затрагивают диагностику множества черт личности, для составления полноценного портрета, так как сексуальная сфера человека имеет отражение во многих иных жизненных качествах.