Введение 3
1. Попытки объединения Германии 5
1.1 Рейнский союз 5
1.2 Германский союз 9
2. Объединение Германии 13
2.1 Создание Северо-Германского союза 13
2.2 Провозглашение Германской империи 26
3. Методы изучения процессов объединения Германии в школе 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Читать дальше
Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры.
Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико-германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.
Этот план неукоснительно выполнялся. Разгром Австрии, как мы уже знаем, свел в могилу Германский союз. Вместо него Пруссия создала Северогерманский союз государств, принявших ее главенство. В следующем, 1867 году Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя — рейхстаг — избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства вроде Ганновера и Нассау были попросту присоединены к Пруссии.
За пределами Союза оставались лишь большие и влиятельные южно-германские государства (Вюртемберг, Бавария и др.). На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.
Расчет Бисмарка заключался в том, чтобы оскорбить Францию и тем самым вынудить ее к объявлению войны. «Важно, чтобы мы были теми, — сознается он в своих мемуарах, — на кого напали». Так оно и случилось. Разгромив Францию, Пруссия лишила южно-германские государства свободы выбора. Волей-неволей они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи. В 1871 году Германская империя получила конституцию.
Согласно этой конституции, в состав империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов, в том числе Гамбург. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов.
Главой империи объявлялся король Пруссии — самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера — главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.
Верхней палатой империи являлся Союзный совет — бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены самой конституцией. Из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов.
Читать дальше
1. Адамчик В.В. Всемирная история: от Древнего Вавилона до наших дней / В.В. Адамчик. — М.: Харвест, 2017. -960 с.
2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ — начало ХХI века. 9 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания / Л.Н. Алексашкина. — М.: Экзамен, 2017. — 79 c.
3. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. XX — начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Л.Н. Алексашкина. — М.: Мнемозина, 2018. — 319 c.
4. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 1. Древний Восток и античность: Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2018. — 518 c.
5. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 2. Восток и Запад в Середине века: Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2018. — 538 c.
6. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 3. От средних веков к новому времени (XVI — XVIII вв.): Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2016. — 606 c.
7. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 4. Новое время (XIX в.): Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2016. — 680 c.
8. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 5. От нового времени к современности: Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2015. — 680 c.
9. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 6. Современность и глобальные проблемы человечества: Учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: КДУ, 2013. — 714 c.
10. Всемирная история: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Юнити, 2018. — 319 c.
11. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. / К.С. Гаджиев, Т.А Закаурцева., – М.: Владос, 2017. – 336 с.
12. Гоник Л. Всемирная история: Краткий курс в комиксах. Т. 1: От Большого взрыва до походов Александра Македонского / Л. Гоник. — М.: КоЛибри, 2018. — 16 c.
13. Горожанин Г.М. Всемирная история. 10 класс. I полугодие: планы / Г.М. Горожанин. — РнД: Феникс, 2018. — 175 c.
14. Губина С.Л. Всемирная история в схемах, терминах, таблицах / С.Л. Губина. — РнД: Феникс, 2017. — 108 c.
15. Дмитревский Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. — М.: Зерцало-М, 2018. — 640 c.
Читать дальше