Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения внимания дошкольников 5
1.1.Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников на уроках физической культуры 11
Глава 2.Исследование внимания детей старшего дошкольного возраста на уроках физической культуры 17
2.1.Диагностика внимания детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Комплекс подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на развитие произвольного внимания старших дошкольников 21
Заключение 27
Список литературы 28
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что изучению развития внимания у дошкольников посвящено большое количество важных исследований. Развитие психических процессов играет важную роль в формировании детской личности. Главная особенность, которая происходит с детьми в этом возрасте, связана с тем, что игровая деятельность сменяется на деятельность познавательную. У ребенка появляется желание узнать что-то новое. В этом возрасте основные психические познавательные процессы начинают приобретать произвольный характер, к ним относится и внимание.
У дошкольников начинает формироваться произвольное внимание, однако непроизвольное продолжает оставаться доминирующим на протяжении всего дошкольного возраста. В процессе онтогенеза совершенствуется и структура эмоциональных процессов, в состав которых медленно подключаются, кроме вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, мышление). Эмоции интеллектуализируются, а познавательные процессы обретают аффективный характер, обогащаются чувством.
Активизировать развитие внимания дошкольников можно за счет включения в содержание уроков физической культуры упражнений игровой направленности, соответствующие возрастным особенностям детей.
Внимание ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей, роль и учет которых актуальны как в плане диагностики готовности к обучению в условиях школы, так и для создания наилучших условий для обучения и воспитания. Развить данное свойство можно с помощью подвижных игр на уроках физической культуры.
Читать дальше
1.Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога – психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2016. – 170 с.
2.Барышникова Е.В. Особенности свойств внимания у дошкольников / // Культура и образование: от теории к практике. – 2016. – № 1. – С. 92-98.
3.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5 - 7 лет. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
4.Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2016. — 348 с.
5.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org (дата обращения 24.05.2021).
6.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org (дата обращения 24.05.2021).
7.Гальперин П. Я. К проблеме внимания. – М.: Сфера, 2015. - 185 с.
8.Гатанова М. В. Развиваю внимание. – СПб.: Питер, 2017. – 281 с.
9.Гильбух Ю. З. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 2016. - 160 с.
10.Глазырина, Л. Д., Овсяник, В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М: Айрис-пресс, 2018. – 160 с.
11.Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий. 2014. – 90 с.
12.Дедулевич М.Н. Играй — не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / М. Н. Дедулевич. — М.: Просвещение, 2017. — 64 с.
13.Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2016. - 320 с.
14.Ковка К. О внимании. - М.: Академия, 2016. - 281 с.
15.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2016. – 511 с.
16.Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2015. – 350 с.
17.Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов.— М.: Просвещение, 2015.—272 с.
18.Набиуллина Н.В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 3. – С. 120-122.
19.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 608 с.
20.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2017. – 420 с.
21.Омельченко Н.А., Казаков И.С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. -№ 9. - С. 22–24.
22.Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 104 с.
23.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.
24.Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С.58-65.
25.Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер; 2016. – 304 с.
26.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ. – 2017. – 160 с.
27.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Акад. развития, 2017. - 240 с.
28.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru(дата обращения 24.05.2021).
29.Цодикова И. С. Особенности внимания у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 41-42.
30.Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - M.: Проспект, 2017. - 48 с.
31.Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2016. - 368 с.
32.Шадриков В.Д. Способности человека. - M.: НПО MОДЭК, 2017. - 288 с.
33.Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2019. – 160 с.
34.Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностирования: Учебник для студ.вузов. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2018. - 288 с.
35.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
Читать дальше