В результате проделанной работы решены следующие задачи: изучены особенности частно-государственного партнерства; охарактеризованы формы частно-государственного партнерства; выявлены механизмы частно-государственного партнерства; исследовано государственное регулирование проектов частно-государственного партнерства: границы полномочий и организация; изучен зарубежый опыт использования частно-государственного партнерства; дана оценка развития частно-государственного партнерства в России; рассмотрены проблемы развития частно-государственного партнерства в России.
На сегодняшний день различные формы взаимодействия предпринимателей и государства, получают достаточно большое распространение в мире. Такое положение представляется крайне выгодным для обеих сторон: для государства это означает возможность привлечения дополнительных инвестиций в сферы, которые хоть и характеризуются повышенной социальной значимостью, но не пользуются экономической привлекательностью у хозяйствующих субъектов; а вот для предпринимателей обеспечивается получение стабильного и гарантированного государством источника получения прибыли.
Одной из форм взаимодействия государства, в лице его уполномоченных органов, и предпринимателей выступает государственно-частное партнерство (далее ГЧП), которое определяют как соглашение, по которому публичный партнер передает частному партнеру функции по полному или частичному финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управлению объектов социальной инфраструктуры (транспортной, жилищно-коммунальной, спортивной и др.). Несомненные преимущества такого партнерства заключаются в том, что государство сможет получить дополнительное финансирование социально значимых проектов, а предприниматели могут рассчитывать на открытие новых направлений для инвестиционной деятельности и получении дополнительных гарантий со стороны публично-правовых образований.
Потенциал ГЧП применительно к российской правовой и экономической действительности очень высок, но к сожалению данная модель не получила своего распространения на сегодняшний день: практика его реализации крайне мала, особенно применительно к регионам. Такая статистика является следствием несовершенства нормативно-правового регулирования данного правового явления, которое не позволяет в полной мере учитывать зарубежный правоприменительный опыт решения общественных и иных проблем, и не содействуют расширению сферы применения рассматриваемой формы партнерства.
Важнейшим условием социально-экономического развития региона является обеспечение притока в экономику региона необходимого объема инвестиционных ресурсов со стороны различных экономических агентов.
При этом перед органами государственной власти и местного самоуправления стоит задача по созданию таких условий инвестиционной деятельности, при которых будет обеспечен баланс интересов государства, органов местного самоуправления, населения и бизнеса. Все это предполагает разработку и реализацию взвешенной региональной инвестиционной политики, учитывающей приоритеты развития экономики и социальной сферы.
Государственно-частное партнерство является инвестиционным экономико-правовой механизмом и рассматривается как рамочная конструкция, которая оперирует различными правовыми формами.
Государственно-частное партнерство как система законодательства представляет собой комплексный институт, сочетающий в себе в первую очередь нормы гражданского и административного законодательства, что позволяет создавать целостные правовые конструкции в рамках ГЧП.
При этом конституционное законодательство устанавливает публично- правовой тип регулирования рыночных отношений, но предполагает, в то же время, сочетание частноправовых и публично-правовых интересов.
В российском законодательстве складывается представление о государственно-частном партнерстве как о партнерстве контрактного типа и как особого подвида инвестиционной деятельности с характерными публично-правовыми особенностями ее осуществления.
Механизм ГЧП позволяет достаточно эффективно воздействовать на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, ведь здесь получается достаточно взаимовыгодное сотрудничество: государство может существенно расширить источники финансирование особо значимых проектов, сократить сроки строительства и реконструкции объектов, а предприниматели смогут получить дополнительную поддержку со стороны публичных органов, и тем самым развивать свое предприятие, повышая его производственную эффективность и конкурентоспособность. Также ГЧП нередко рассматривают в качестве одной из форм социального предпринимательства, где эффективное использование государственной собственности и бюджетных средств, частным сектором, позволяет удовлетворять социальные нужды общества. И правовыми средствами такого публично-частного взаимодействия на практике могут выступать договоры на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, договоры аренды и др.
В целом в нашей стране имеется достаточный потенциал для развития государственно-частного партнерства.
Однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов. Во-первых, следует четко осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей. Необходимо видеть, понимать и учитывать реальные интересы всех сторон партнерства. Во-вторых, следует иметь в виду особенности российской модели взаимодействия государства и бизнеса. Национальная экономика базируется на элементах и неолиберализма, и госкапитализма, и олигархической модели, а эффективное партнерство возможно только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего социально-экономического развития страны на основе четкого курса, сводящего к минимуму так модное сейчас «ручное управление». Без такой ясности, без уверенности в стабильности «правил игры» от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме демонстративного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в «добровольно-принудительном» порядке.
Пока эффективному использованию ГЧП, как основного инструмента обеспечивающего сотрудничество государства и предпринимательства мешает целый ряд факторов объективного характера: несовершенство нормативно-правового регулирования, отношений возникающих в рамках ГЧП; ограниченность в использовании предоставляемых финансовых ресурсов; отсутствие четкого разграничение полномочий между органами власти в этом вопросы (данная проблема характера н как для федеральных органов, так и для региональных); декларативный характер законов субъектов РФ о ГЧП (а развитие этого института на уровне субъектов федерации очень важно, поскольку позволяет регионам самостоятельно и с учетом особенностей экономико-социального развития именно своей территории, реализовать действительно необходимые проекты взаимодействия, тем самым повышения как свою самодостаточность в решении подобных вопросов, так и уровень развития предпринимательства в своем регионе).