ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7 1.1. Лингвистические и психолингвистические особенности глагольного словаря 7 1.2. Развитие глагольного словаря с нормальным речевым развитием 11 1.3. Особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III (уровня) 13 Выводы по главе I 17 ГЛАВА 2. Практическое исследование формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедических занятиях 18 2.1 Анализ методических подходов к обследованию и формированию глагольного словаря 18 2.2 Организация исследования глагольного словаря и показатели его недостаточной сформированности у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития 23 Выводы по главе II 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ПРИЛОЖЕНИЯ 36

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
88% уникальность
2021 год
48 просмотров
Вероника Ф.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7 1.1. Лингвистические и психолингвистические особенности глагольного словаря 7 1.2. Развитие глагольного словаря с нормальным речевым развитием 11 1.3. Особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III (уровня) 13 Выводы по главе I 17 ГЛАВА 2. Практическое исследование формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедических занятиях 18 2.1 Анализ методических подходов к обследованию и формированию глагольного словаря 18 2.2 Организация исследования глагольного словаря и показатели его недостаточной сформированности у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития 23 Выводы по главе II 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Читать дальше
Актуальность проблемы. Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение лексического строя речи существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Развитый глагольный словарь необходим для развития связной речи, грамматически правильных простроенных предложений.


Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого в Нижнем Новгороде - специалисты Work5 вам помогут.


Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в работе с детьми, имеющими нарушения речевой деятельности. Обусловлено это тем, что у детей с ОНР отмечается недостаточный объем словаря глаголов, преобладание пассивного словаря над активным. Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря. Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. Однако самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольных конструкций. Глагол имеет большое значение в лексическом модусе индивида: это связующий элемент для построения речи. Согласно концепции В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи» [7, с.13]. Изучение глаголов является важным не только в плане лексико–грамматического оформления речи, но и в психологическом и физиологическом плане. Теоретико–методологической основой исследования явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования. Объект исследования: процесс развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития. Предмет исследования: коррекционно-педагогические условия эффективного развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития на логопедических занятиях. Гипотеза исследования: процесс формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста III уровнем речевого развития будет эффективным при соблюдении следующих коррекционно-педагогических условий: – коррекционная работа будет направлена на понимание значений слов глагольного словаря; – система игр будет разработана с учетом данных подробного диагностического исследования; – будет использован разнообразный игровой и дидактический материал. Цель исследования: определение коррекционно-педагогических условий эффективного развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. В соответствии с гипотезой и целью были сформулированы основные задачи: 1) Рассмотреть развитие глагольного словаря у дошкольников в норме; 2) Проанализировать особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; 3) Провести практическое исследование организационно–методических аспектов глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях; 4) Подобрать игровые упражнения по развитию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач был разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования: изучение и анализ научно–методической литературы, реферирование, планирование и проведение экспериментальной работы; количественная и качественная оценка итогов эксперимента и ее соотнесение с гипотезой; сравнительно-сопоставительный анализ данных; интерпретация полученных данных. Практическая значимость исследования: теоретические выводы и практические результаты исследования особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут быть использованы в практике логопедов, воспитателей. Апробация результатов исследования: основные положения исследования были апробированы совместно логопедом в СОГБУ Детский дом «Гнездышко» Внедрение в практику: подобранные игровые упражнения могут быть использованы для формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста III уровнем речевого развития логопедом, воспитателями при организации работы. Положения, выносимые на защиту:  глагольный словарь у детей дошкольного возраста III уровнем речевого развития отличается от нормы,  коррекционная работа будет направлена на понимание значений слов глагольного словаря;  система игр будет разработана с учетом данных подробного диагностического исследования;  будет использован разнообразный игровой и дидактический материал. Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (32 источника), приложений. Объем составляет 38 страниц.

Читать дальше
Таким образом, глагол является значимой частью речи, на которой строится предложение и весь текст в целом. С помощью слов ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, конкретных действий, а позднее – слова обобщающего характера. Проанализировали развитие глагольного словаря у дошкольников в норме. Словарь глаголов как основа словарного запаса предикативов в значительной степени удовлетворяет потребности ребенка в общении. Для того, чтобы ребенок в полной мере овладел связной речью, в первую очередь необходимо сформировать достаточно богатый глагольный словарь, так как хорошо известно, что глагол является основой любой фразы и высказывания Фаза формирования словарного запаса глаголов длится два–три года, а обогащение продолжается всю жизнь. Усложнение высказывания, овладение грамотным связным языком через дошкольное учреждение напрямую связано с развитием структурного восприятия ситуации с практическим выделением в ней предмета, объекта и действия, установлением между ними смысловых связей, что является условием развития синтагматических, т. е. предикативных связей в предложении. Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются: выделение существенных дифференциальных семантических признаков неразвитость мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слов; отсутствие формирования семантических полей в лексической системе языка; нестабильность парадигматических связей в лексической системе языка; ограниченный словарный запас. В словесных заменах обращено внимание на неспособность детей различать определенные действия, что в некоторых случаях приводит к использованию глаголов с более общим и недифференцированным значением. Пассивный и активный словарь детей беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами. Итак, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют лексико–грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении. При обследовании глагольного словаря установлено, что пассивный и активный словарь детей беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами. Итак, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют лексико–грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении.
Читать дальше
1. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениям М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с. 2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: АСТ : Астрель, 2011. 224 с. 3. Викжанович С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. М.: Национальный книжный центр, 2016. 140 с. 4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011. 158 с. 5. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. М.: Наука, 2017. 160 с. 6. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Детская речь. 2011. 150 с. 7. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Русский язык в школе. 2011. № 2. 1–50 c. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 2011. 365 с. 9. Громова О.В. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2014. 176 с. 10. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.В. Громова // Логопед. 2013. №1. 4–67 c. 11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. М.: Просвещение, 2014. 160 с. 12. Динмухамедова А.С. Габдулхаева Б.Б., Кабиева С.Ж., Резник Л.В., Даржуман Г.К. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (12). 5–113 c. 13. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей. М.: 2013. 160 с. 14. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5–6 лет. От прилагательных к рассказам–описаниям. М.: Просвещение, 2016. 139 с. 15. Кинч В. Вопросы прагматики текста. // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. Вып. VIII. М.: Прогресс, 2008. 336 с. 16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2016. 218 с. 17. Ластовкина И. В. Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование.2016. №45. 6–69 c. 18. Леушина A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы // Дошкольное воспитание. 2011. №4. 7–52 c. 19. Леонтьев А. А. Психолингвистические проблемы порождения фразы. М.: Педагогика, 2014. 160 с. 20. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания. Теория речевой деятельности М.: Наука, 2018. 233 с. 21. Милютина Л.В., Михайлова О.Д. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду, 2012. № 8 (43). 22–27 c. 22. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: ООО «Детство–пресс», 2013. 560 с. 23. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Наука, 2016. 190 с. 24. Русская грамматика, том 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 2010. 582 с. 25. Соловьева О. И. Усвоение детьми родного языка. М.: 2011. 24 с. 26. Сохин Ф.А. Психолого–педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. 224 с. 27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис–Пресс, 2013. 224 с. 28. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. СПб.: КАРО, 2012. 96 с. 29. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с. 30. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. М.: Эдиториал УРСС, 2016. 624 с. 31. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 2017. 427 с. 32. Эльконин Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста. М., 2014. 182 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Женщины в революционном движении в конце 19-начала 20 вв. в России
Количество страниц:
35
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Агрессия как социально-психологический феномен.
Количество страниц:
50
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Разработка политики повышения прибыли и рентабельности организации: направления и пути максимизации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовый менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image