Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого в Нижнем Новгороде - специалисты Work5 вам помогут.
Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в работе с детьми, имеющими нарушения речевой деятельности. Обусловлено это тем, что у детей с ОНР отмечается недостаточный объем словаря глаголов, преобладание пассивного словаря над активным. Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря. Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. Однако самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольных конструкций. Глагол имеет большое значение в лексическом модусе индивида: это связующий элемент для построения речи. Согласно концепции В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи» [7, с.13]. Изучение глаголов является важным не только в плане лексико–грамматического оформления речи, но и в психологическом и физиологическом плане. Теоретико–методологической основой исследования явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования. Объект исследования: процесс развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития. Предмет исследования: коррекционно-педагогические условия эффективного развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития на логопедических занятиях. Гипотеза исследования: процесс формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста III уровнем речевого развития будет эффективным при соблюдении следующих коррекционно-педагогических условий: – коррекционная работа будет направлена на понимание значений слов глагольного словаря; – система игр будет разработана с учетом данных подробного диагностического исследования; – будет использован разнообразный игровой и дидактический материал. Цель исследования: определение коррекционно-педагогических условий эффективного развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. В соответствии с гипотезой и целью были сформулированы основные задачи: 1) Рассмотреть развитие глагольного словаря у дошкольников в норме; 2) Проанализировать особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; 3) Провести практическое исследование организационно–методических аспектов глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях; 4) Подобрать игровые упражнения по развитию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач был разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования: изучение и анализ научно–методической литературы, реферирование, планирование и проведение экспериментальной работы; количественная и качественная оценка итогов эксперимента и ее соотнесение с гипотезой; сравнительно-сопоставительный анализ данных; интерпретация полученных данных. Практическая значимость исследования: теоретические выводы и практические результаты исследования особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут быть использованы в практике логопедов, воспитателей. Апробация результатов исследования: основные положения исследования были апробированы совместно логопедом в СОГБУ Детский дом «Гнездышко» Внедрение в практику: подобранные игровые упражнения могут быть использованы для формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста III уровнем речевого развития логопедом, воспитателями при организации работы. Положения, выносимые на защиту: глагольный словарь у детей дошкольного возраста III уровнем речевого развития отличается от нормы, коррекционная работа будет направлена на понимание значений слов глагольного словаря; система игр будет разработана с учетом данных подробного диагностического исследования; будет использован разнообразный игровой и дидактический материал. Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (32 источника), приложений. Объем составляет 38 страниц.