Какие же выводы позволяет сделать последовательный анализ позднего творчества Сергея Александровича Есенина? Вернувшись в Россию из заграничного путешествия в состоянии душевной депрессии и подавленности, поэт был готов перечеркнуть свою жизнь как неудавшуюся и бесцельную. Эта растерянность и ощущение никчемности, бессмысленности своего существования отразились в целом ряде есенинских стихотворений 1924-1925 годов. Познавая и рисуя мир, Есенин создал оригинальную изобразительную систему, в которой телесные образы играли важную роль, как выражение индивидуальной оценки образа. Он находил краски для природы во всем ее многообразии.
В ряде работ, посвящённых творчеству С.А. Есенина, много места уделяется исследованию его образной системы, цветовой символике. Исследование применения телесных образов расширяют представления о жизненной, иногда остро-субъективной оценке действительности Есениным. Он не только поэт, он, в первую очередь, человек, философски осмысливающий действительность, зорко и пристрастно всматривающийся в неё.
Однако, за фасадом ярких и неповторимых образов скрыто отношение автора к описываемым реалиям, его мировосприятие и ключевые понятия смысла жизни.
Можно с полным основанием сказать, что на разных хронологических отрезках жизни и творчества автора состав наиболее предпочтительных телесных образов менялся, что свидетельствует не только о динамике образного мира, но и об изменениях в мироощущении поэта, движении от оптимистического мировосприятия к пессимистическому, от восторженного и светлого до трагического и мрачного. Особенно ощутимо это проявляется в поздней лирике Сергея Есенина.
В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями природы. Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. Любовь к Родине не может существовать без любви к матери. Большое влияние на образность в произведениях поэта оказала его мать, наделенная умом, удивительной красотой, чудесным песенным даром. Любовь к матери Есенин сохранил и пронес через всю жизнь. В трудные минуты он обращался к матери как к самому верному другу.
Итогом творческого пути поэта явилось создание поэмы «Черный человек»- цельного, законченного произведения, выдержанного в одном эмоциональном и интонационном ключе. Образы человеческого тела, цвета, запаха, вкуса в позднем творчестве Сергея Есенина выступают в качестве основополагающего начала, которое объединяет все уровни текста, выполняя разнообразные функции - предметно-изобразительную, психологическую, семантическую, эмоционально-экспрессивную, морально-оценочную, символическую.
Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей планеты. Она бессмертна. Сила и яркость его стиха, запечатленные в телесных образах, говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии. Тайна есенинской поэзии не только в ее образах и интонациях - в ней заложен и намек на то, чего нет и не может быть в словах. Стихи Есенина выводят к истокам, где уже язык бессилен и наступает власть великого молчания.