ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные аспекты системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus 5
1.1 Общая характеристика системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus 5
1.2 Принцип работы системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus 8
2 Анализ реализации, преимуществ и недостатков работы система Fly-by-wire семейства самолетов Airbus 12
2.1 Реализация системы Fly-by-wire и ее особенности на примере самолета Airbus A-320 12
2.2 Преимущества и недостатки системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus 18
2.3 Влияние на безопасность полетов системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus 25
3 Научно-исследовательский раздел 29
4 Анализ безопасности полетов РФ за 2020 и катастроф, связанных с тяжелыми ВС 37
4.1 Обобщенная характеристика состояния безопасности полётов 37
4.2 Катастрофы тяжелых ВС за 2020 год 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрена общая характеристика системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus; описан принцип работы системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus; описана реализация системы Fly-by-wire и ее особенности на примере самолета Airbus A-320; показаны преимущества и недостатки системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus; выявлено влияние на безопасность полетов системы Fly-by-wire семейства самолетов Airbus; представлен научно-исследовательский раздел; дана обобщенная характеристика состояния безопасности полётов; проанализированы катастрофы тяжелых ВС за 2020 год.
Система управления полетом разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальную доступность.
Авиационные правила (в частности, FAR/JAR 25.1302) были пересмотрены для A380, чтобы сделать упор на влияние человеческого фактора на отказ системы.
С помощью такого нового правила будет продемонстрировано, что конструкция системы управления полетом в полной мере выдерживает последствия ошибок в действиях экипажа, основную загрузку и обеспечивает адекватную обратную связь с экипажем в отношении ситуации с ЛА.
Это означает, что конструкция системы управления полетом, взаимодействие с экипажем, действия в случае отказа (Руководство по лётной эксплуатации - FCOM) и инструктаж адаптированы следующим образом:
- не увеличивать рабочую загрузку экипажа;
- обеспечить защитные барьеры, которые смогут предотвратить ошибку человека, которая может превратить незначительный или серьезный отказ в катастрофический.
Сложность заключалась в точной настройке всего механизма обнаружения отказов. Основной выбор Airbus с электродистанционной системой управления - это предпочесть незамедлительное обнаружение неисправности посредством контроля параметров в режиме реального времени, а не путем проведения автономных испытаний во время планового технического обслуживания. Это сокращает количество скрытых отказов, обнаруживаемых при обслуживании самолета. К сожалению, оператору придется трудно, когда такой мониторинг станет слишком «разговорчивым». Таким образом, задача состоит в том, чтобы добиться того, чтобы все эти средства контроля были идеально подготовлены к моменту ввода самолета в эксплуатацию.
Также существует тенденция к большей интеграции системы, большему взаимодействию с авиационными системами и всеми системами наблюдения. Например, система управления полетом может автоматически реагировать на риск столкновения; лучший контроль может быть обеспечен на земле.
Что касается сертификации, Рабочие группы по человеческому фактору также предложили некоторые рекомендации по Правилам летной годности FAR/JAR 25.1301 и 25.1302, в частности, в отношении следующего:
- Устойчивость к ошибкам: задача состоит в том, чтобы напрямую устранить ошибку пилота, связанную с конструкцией, сделать ошибки обнаруживаемыми и обратимыми. Влияние ошибок должно быть очевидным для летного экипажа.
- Предотвращение ошибок: это правило формально рассматривает характеристики конструкции, которые приводят к ошибке или способствуют ей. Например, элементы управления и системная логика, необходимые для выполнения задач летного экипажа, должны быть представлены в доступной, удобной и недвусмысленной форме и не должны приводить к ошибке пилота. Также должна быть рассмотрена интеграция внутри систем.
Читать дальше
1. Бабаскин, В. В. Эффективность воздушного транспорта: Учеб. пособ. для вузов / В. В. Бабаскин, М. А. Королькова, В. Е. Чепига. - СПб.: ГУГА, 2017. - 128с.
2. Горев, А. Э. Теория транспортных процессов и систем: учебник для академического бакалавриата / А. Э. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.
3. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Герами, А. В. Колик. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 438 с.
4. Губенко, А. Экономика воздушного транспорта / А. Губенко. - М.: Питер, 2018. – 412 с.
5. Иванов, В. Н. Азбука аэропортов / В.Н. Иванов. М.: ЗАО «Книга и бизнес», 2016. - 176 с.
6. Круглик, В. М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: Учебное пособие / В.М. Круглик. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 260 c.
7. Морозов, С. Ю. Транспортное право : учебник для академического бакалавриата / С. Ю. Морозов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 305 с.
8. Солодкий, А. И. Транспортная инфраструктура : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Солодкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с.
9. Состояние безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2020 г. – 2021. 76 с.
10. Транспортная инфраструктура: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Солодкий. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 290 с.
11. Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/results/180/documents (дата обращения: 05.03.2021).
12. БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИИ; Проводная система полета A320 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://translate.google.com/translate?sl=en&tl=ru&u=https://www.nytimes.com/1988/06/29/business/business-technology-the-a320-s-fly-by-wire-system.html(дата обращения: 15.03.2021).
13. Как устроена электродистанционная система управления на современных самолётах? Отвечает авиатехник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/aircraft_technician/kak-ustroena-elektrodistancionnaia-sistema-upravleniia-na-sovremennyh-samoletah-otvechaet-aviatehnik-5ebd1aac7fa15d3cb95d463a (дата обращения: 15.03.2021).
14. Словарь Fly-by-wire [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aeronautica.online/fly-by-wire/(дата обращения: 15.03.2021).
15. Траверс П. САМОЛЕТЫ AIRBUS С ЭЛЕКТРОДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skybrary.aero/bookshelf/books/2313.pdf(дата обращения: 15.03.2021).
16. Fly-By-Wire [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://translate.google.com/translate?sl=en&tl=ru&u=https://www.skybrary.aero/index.php/Fly-By-Wire(дата обращения: 15.03.2021).
Читать дальше