Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. 5
1.2. Характеристика нарушений при умственной отсталости у детей младшего школьного возраста. 10
1.3. Необходимость, сущность и содержание психолого-педагогического подхода в обучении детей с умственной отсталостью 15
Глава 2. Особенности реализации психолого-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей в россии и зарубежных странах 21
2.1. Отечественная модель осуществления психолого-педагогического подхода с детьми имеющими умственную отсталость. 21
2.2. Зарубежная модель осуществления психолого-педагогического подхода с детьми имеющими умственную отсталость 24
2.3. Сравнительный анализ технологии реализации психолого-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей в России и за рубежом 26
Выводы 29
Список использованных источников 31
Читать дальше
Младший школьный возраст характеризуется изменениями во всех сферах психической жизни ребенка как в варианте нормы, так и у детей с умственной отсталостью. Основным видом деятельности, обуславливающий все дальнейшее развитие ребенка становится учения, а основным авторитетом – учитель. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта позволяет говорить о них как об особой группе детей, основными чертами которой являются психофизиологический дефект и чаще всего выраженные органические нарушения.
При написании курсовой работы нами была исследована тема внедрения и использования психолого-педагогического подхода в процессе воспитания и образования младших школьников. Цель нашего исследования заключалась в определении особенностей реализации психолого-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей в России и зарубежных странах. Согласно цели, нами были обозначены ряд задач, которые необходимо было исследовать. Таким образом, нами было определено, что основными нарушениями умственного компонента у детей нарушения памяти, внимания, мышления. Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных и воспитательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии детей.
Необходимость осуществления психолого-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста занимает высокую позицию в развитии и образовании. Реализация психолого-педагогического подхода является многогранным целенаправленным процессом, который направлен на удовлетворение естественных потребностей ребенка и реализации его возможностей как в образовательной, так и в социальной среде, которая обеспечивает его непосредственную безболезненную и комфортную адаптацию и интеграцию в социум.
Нами были рассмотрены аспекты внедрения психолого-педагогического подхода в обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и Европе. Рассмотренные особенности внедрения психолого-педагогического подхода в России, показали, что воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта основывается на общих принципах педагогики и осуществляется с учетом специфики данной категории детей. Организация процесса обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России опирается на достижения психологии умственно отсталого ребенка.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в Европе идет в русле интеграции с общим образованием. Было обращено внимание на факты, свидетельствующие о начале критического осмысления интегративных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта за рубежом. В результате проведения антидискриминационной политики в Западной Европе произошла реальная интеграция большого числа детей с различными умственными нарушениями в общеобразовательные школы. Накопив двадцатилетний опыт, государство и общество начинают видеть не только преимущества избранного подхода, но и порожденные им проблемы.
Анализ процесса обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России показал, что основывается на общемировых принципах гуманизма к аномальным детям. Однако, из-за проблем с материальным кадровым обеспечением школа испытывает трудности в организации педагогического процесса. Преодолевая их современная российская школа, как и современная европейская школа, ставит перед собой задачу – создание условий для максимальной социализации и адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта в новых экономических условиях и механизмов формирования социально защищенной личности выпускника, не смотря на умственные дефекты, а наоборот учитывая их во веема реализации психолого-педагогического подхода в обучении и воспитании.
Читать дальше
1. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб. Пособие. Москва : Логос, 2011. 304 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды ; ред. Д. И. Фельдштейн. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 276 с.
3. Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умственного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.
4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
5. Воспитание аномальных детей / Под ред. А.П. Носковой. – М.: Прогресс, 1993. – 303 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.
7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.
8. Диагностика и коррекция ЗПР у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
9. Дуткевич Т. В. Детская психология: учебное пособие. Киев : Центр учебной литератури, 2012. 424 с.
10. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психолого-педагогических комиссий / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: Владос, 2003.
11. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец. – М.: Прогресс, 2009. – 394 с.
12. Ильченко И. С. Арт-терапия: учебное пособие для студентов. Умань : Визави, 2013. 150 с.
13. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989.
14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. Изд. 4-е, стер. Москва : Академия, 1999. 456 с.
15. Павелков Р. В. Возрастная психология: учебник. Изд. 2-е, стер. Киев : Кондор, 2015. 469 с.
16. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников, М., 1962
17. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ - 76c.
18. Сергеенкова О. П., Столярчук О. А., Коханова О. П. Возрастная психология: уч. пособ. Киев : Центр учебной литератури, 2012. 376 с.
19. Токарева Н. М. Шамне А. В. Возрастная та педагогическая психология : уч. пособ. для студ. висш. уч. зав. Киев, 2017. 548 с.
20. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.
Читать дальше