Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития и коррекции навыка чтения у младших школьников 5
1.1. Трактовка понятия «навык чтения» в психолого–педагогической литературе 5
1.2. Становление навыка чтения в онтогенезе 10
1.3. Методы развития и коррекции навыка чтения у младших школьников 14
Глава 2. Эмпирическое исследование навыка чтения младших школьников с использованием нейропсихологического подхода 18
2.1. Организация, методы и результаты диагностики навыка чтения у младших школьников с использованием нейропсихологических методов 18
2.2. Разработка программы развития и коррекции навыка чтения у младших школьников 22
Заключение 29
Список литературы 31
Читать дальше
Таким образом, чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому если одна из зон «не срабатывает», весь процесс теряет смысл. Чтение, следует понимать как одну из основных форм опосредствованной коммуникации в общей системе социальных коммуникаций. Именно с помощью чтения общество, его социальные сообщества и институты, наконец, социальные факторы разного уровня получают возможность обмениваться информацией. Понятие «чтение» неразрывно связано с понятиями «письмо» и «текст» и выполняет важные социально–коммуникативные функции, среди которых самыми распространенными являются мировоззренческая, социализационная, профессиональная, культурологическая. Чтение, как основной способ получения учебной информации, играет очень важную роль в процессе усвоения знаний. Чтение – сложная деятельность, в которой разделяют процесс перекодирования письменной речи в звучащую (техническую сторону) и постижение смысла прочитанного (содержательную сторону). Данные два вида чтения тесно взаимосвязаны и вместе являются составляющими «полноценного чтения». В сущности, без овладения механизмом чтения невозможно понимание смысла читаемого, тем не менее техническое чтение – лишь механическое озвучивание текста и воспроизведение смысла прочитанного. В начальной школе дети должны овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения.
Навык чтения включает в себя несколько составляющих – смысловые, то есть понимание содержания высказывания и технические, то есть способ чтения, правильность, выразительность и скорость чтения. Становление процесса чтения – процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Особенности навыка чтения у младших школьников общеобразовательной школы – это совокупность способа чтения (послогового, слогами и целыми словами, целыми словами и словосочетаниями) и качеств чтения: правильность, беглость, осознанность и выразительность. За время обучения в начальной школе обучающийся должен перейти от аналитического чтения к синтетическому, далее начать осваивать этап автоматизации навыка. Это довольно сложный период, который требует различной методической поддержки в определенные периоды.
Нейропсихологическая коррекция позволяет решить вопросы трудностей навыков чтения, путем решения следующих задач, которые использовались при составлении коррекционно-развивающей программы: повышение работоспособности, устойчивости внимания, повышение уровня развития мнестических процессов; повышение уровня развития функций программирования и контроля; устранение трудностей переработки слуховой и зрительной информации; улучшение развития двигательной и графомоторной сферы.
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что нейропсихологический подход к коррекции и развитии навыков чтения у младших школьников будет эффективным.
Читать дальше
1. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н.Н. Баль, И.А. Захарченя. – Минск: Ура–джай, 2016. – 75 с.
2. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2015. – 352 с.
4. Горецкий, В.Г. Повышение эффективности и качества формирования навыка чтения как важнейшее условие интенсификации процесса обучения и воспитания младших школьников / В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015. –150 с.
5. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с.
6. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Санкт–Петербург: 2016. – 296 с.
7. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2016. –223 с
8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2017. – 286 с.
9. Корнев, А.Н. Методика диагностики дислексии у детей / А.Н. Корнев, О.А. Ишимова – СПб.: Изд–во Политехн. ун–та, 2016. – 72 с.
10. Клычников, З.И. Психологические особенности обучению на иностранном языке: пособие для учителя / З.И. Клычников. М.: Просвещение, 2013. – 120 с.
11. Лактионова, О.В. Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников. / О.В. Лактионова // Актуальные проблемы фундаментализации образования. 2015. №4. С.5–65.
12. Птичкина, Т.А. Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения / Т.А. Птичкина // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 2. – С. 9-68
13. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. 2015. №2. С. 9–63.
14. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению / Т.П. Сальникова – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с.
15. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. / Т.А.Фотекова, Т.В. Ахутина – М.: АРКТИ, 2012. – 136 с.
16. Шатилов, С.Ф. Некоторые вопросы методики обучения чтению на иностранном языке в школе и вузе / С.Ф.Шатилов. М: Просвещение, 2015. –140 с.
17. Черепкова, Н.В. Специфика нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста / Н.В. Черепкова, А.А. Трубицына // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4691–4695.
18. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – С. 3–49.
Читать дальше