В ходе работы было проанализировано само понятие и сущность финансовой безопасности государства. Рассматривая финансовую безопасность как составную часть экономической безопасности страны, было обнаружено, что она играет колоссальную роль в жизнеспособности государства в целом, а также от нее напрямую зависит благосостояние и общий уровень жизни населения.
Также была рассмотрена система органов, контролирующих финансовую безопасность России, а также методы обеспечения финансовой безопасности, включая подробный анализ угроз финансовой безопасности Российской Федерации, их классификации и методов предотвращения.
Проводящиеся последние двадцать лет преобразования социально-экономического характера, которые связаны с плавным переходом от плановой системы хозяйствования к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков, споспособствовали либерализации внешнеэкономической деятельности и формированию частной собственности как таковой. Вместе с этим возросла угроза экономическому положению государства из-за значительного роста уровня коррупции и, в результате, дестабилизации финансово-экономических отношений, усиления высокой безработицы, теневой экономики и инфляции. Самыми подверженными пагубному влиянию теневой экономики оказались такие институты, как финансово-кредитная система, оборот сырьевых и энергоресурсов, сфера приватизации, автомобильный и продовольственный рынки, рынок недвижимости, алкогольный, внешнеэкономическая деятельность.
Роль и значение финансовой системы в последние годы кардинально изменились: из инструмента обслуживания экономических процессов финансы преобразовались в мощный двигатель развития экономики и общества. Его роль в условиях увеличивающейся глобализации мировых экономических и политических отношений со временем только возрастает. На данный момент можно говорить с уверенностью, что финансы стали самостоятельным сегментом экономики, потенциал которого воистину колоссален. Финансовая сфера в Российской Федерации проделала достаточно долгий путь, новыми в ней сегодня являются масштабы, формы, механизмы, а также уровень влияния на жизнь общества. Практически финансовая сфера и финансовый капитал превратились из посредника, обслуживающего воспроизводственный процесс, в его основополагающее звено.
В настоящее время на финансовую безопасность России оказывает влияние большое количество факторов, не только внутренних, но и внешних. В большей степени проявление различного рода угроз финансовой безопасности обусловлено введением ряда экономических санкций в отношении Российской Федерации, ухудшением отношений на международном уровне. Длительное воздействие угроз на финансовую безопасность нашего государства способствует снижению роли государства в мировом пространстве, а также возникновению уязвимости со стороны российской экономики к внешним вызовам.
Принятие эффективных мер по противодействию угрозам, позволит повысить финансовую безопасность нашей страны. Появление новой модели развития в секторе экономике будет способствовать росту экономики.
Считается, что поддержание финансовой безопасности государства есть основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в рамках собственных национальных интересов. Финансовая безопасность государства представляет собой состояние финансовой системы государства, характеризующееся высоким уровнем ее целостности, развития, конкурентоспособности и устойчивости, обеспечивающим необходимую основу для осуществления экономической и социальной политики, чтобы обеспечить национальную безопасность, и противодействия внутренним и внешним угрозам безопасности государства.
Рациональное построение экономических и политических рычагов управления государства – верный путь к уравновешенному, стабильному и процветающему образу жизни всех субъектов государства. Для этого следует верно разделить обязанности государственных органов, которые осуществляют регулирование протекающих экономических процессов и разрабатывают проекты развития экономики государства. В результате этого нельзя обойтись без формирования специального органа, который будет ответственен за выработку и реализацию долгосрочных стратегий. Для всех субъектов существует ряд общих проблем обеспечения безопасности. Это, как минимум, развитие инфраструктуры в транспортной системе, энергетике, связи, информации, финансово-банковской системе. В данных сегментах экономики сложилось много диспропорций, которые угрожают долговременному устойчивому развитию Российской Федерации. При решении данных задач следует соблюдать координацию, кооперацию и сотрудничество.