?>
Введение 3 1 Сущность и факторы возникновения интернет-аддикции 6 2 Особенности проявления и причины возникновения интернет-аддикции у подростков 18 3 Методы исследования аддитивных склонностей и личностных особенностей подростков 31 4 Результаты исследования особенностей межличностного взаимодействия подростков, склонных к интернет-зависимости 48 Заключение 74 Список используемой литературы 79

Формирование позитивных межличностных отношений у подростков, склонных к интернет аддикции

курсовая работа
Педагогика
80 страниц
71% уникальность
2021 год
27 просмотров
Елизарова С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Сущность и факторы возникновения интернет-аддикции 6 2 Особенности проявления и причины возникновения интернет-аддикции у подростков 18 3 Методы исследования аддитивных склонностей и личностных особенностей подростков 31 4 Результаты исследования особенностей межличностного взаимодействия подростков, склонных к интернет-зависимости 48 Заключение 74 Список используемой литературы 79
Читать дальше
В современном обществе компьютер – незаменимая составляющая жизни человека. Несмотря на то, что компьютер значительно облегчил жизнь, человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование компьютерной зависимости. Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети онлайн» [9].


Пишем диссертации на заказ стоимость в Екатеринбурге можете узнать на сайте Work5.


. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В России проблема компьютерной зависимости появилась позже, нежели в США, это связанно с отставанием России в компьютеризации населения от тех же Соединенных Штатов Америки. Все же главным производителем компьютеров, мобильных телефонов, гаджетов и игровых приставок были и остаются Соединенные Штаты. В 1994 году в К. Янг было проведены исследования компьютерной зависимости, в то время как в России мало кто слышал о персональных компьютерах, а о сети интернет тем более. Несмотря на это, сегодня про российских подростков можно сказать, что они родились с «мышью в руках». Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослостью. На первый план выходит потребность в общении, точнее, потребность в общении со сверстниками, которых нельзя заменить родителями. У современных подростков появились и стремительно набирают популярность новые формы общения – через Интернет. В отношении родителей происходит эмансипация, целью которой является достижение подростком автономии. Эти процессы сегодня также связаны с ограничением времени общения с родителями и все возрастающей «Интернет-активностью» подростков. Актуальность и новизна данного исследования заключается в том, что акцент в нем делается на изучение личностных особенностей подростков на разных стадиях компьютерной зависимости. Подростки, принявшие участие в исследовании, не являются аддиктами, но потенциально могут ими стать. Объектом исследования является компьютерная зависимость у подростков. Предмет исследования – межличностные отношения подростков, склонных к интернет-аддикции. Цель: исследовать построение межличностных отношений у подростков, склонных к интернет-аддикции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - Проанализировать литературу по проблеме компьютерной зависимости у подростков. - Подобрать методический материал для исследования интернет-аддикции и ее влияние на межличностные отношения между подростками. - Провести диагностику личностных особенностей подростков, уровня интернет-аддикции, ее влияние на межличностные отношения. - Провести анализ с целью установления наличия связей между интернет-аддикцией подростков и их межличностных отношений. Основная гипотеза исследования: существует связь между стадиями сформированности компьютерной зависимости, личностными особенностями подростков и их взаимоотношениями со сверстниками. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и интерпретация научных данных, анализ материалов исследований других авторов) и эмпирические: 1) опросник «Восприятие Интернета», разработанный Е.А. Щепилиной, для определения степени принадлежности опрашиваемых к сетевой субкультуре и включающий в себя шкалы, сгруппированные по «факторам зависимости», «особенностям восприятия Интернета» и «последствиям зависимости». 2) тест «Диагностика межличностных отношений», созданный в 1954 году (авторы Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек). Данная методика позволяет проанализировать особенности человека, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. 3) опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова. Он является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. 4) тест Кимберли Янг для выявления уровня Интернет-зависимости. Этот тест К. Янг разработала в 1996 году, с помощью него можно определить степень зависимости от сети Интернет. Работа состоит из введения, с описанием цели, задач, объекта, предмета гипотез и методологии исследования; двух глав теоретического и практического характера, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Данная работа посвящена исследованию актуальных научно-практических задач, а именно: - выявлению особенностей типов межличностных от ношений подростков с разной склонностью к интернет-зависимости, - изучению распространённости и уровню выраженности интернет-зависимого поведения у подростков, - исследованию психологических факторов риска его возникновения, а также раз работке практических рекомендаций по психологической профилактике интернет-зависимого поведения. Изучение особенностей межличностных отношений подростков, склонных к интернет-зависимости является важным, так как причины склонности к зависимости и в том числе зависимости от интернета кроются не в интернете, а в самой личности подростка. Аддикции в научной литературе разделяют на химические и нехимические. Кибераддикция, включающая зависимость от интернет- системы и компьютерных игр, относится ко вторым. Актуальность рассмотрения феномена кибераддикции очевидна, поскольку стремительно прогрессирующие компьютерные технологии продуцируют рост количества людей, называемых «компьютерными фанатами» или «кибераддиктами». Феномен патологического пристрастия человека к компьютерам и их аналогам (айпадам, айфонам и т.п.) становится особенно тревожащих при наблюдении за детьми, подростками и юношеством. В большинстве исследований признается, что кибераддикция возникает у человека чаще всего из-за неудовлетворенности своей жизнью, отсутствия возможности адекватного самовыражения, фрустрации в сфере реального общения. Целью данного исследования явилось изучение особенностей коммуникативной сферы старших школьников с риском кибераддикции. Поэтому в первой главе представлены материалы о психологии старшего школьного возраста (ранней юности), специфике коммуникативной сферы старших школьников, психологических аспектах компьютерной зависимости разных ее формах. Анализ этих материалов свидетельствует о неблагоприятности психологического статуса людей, имеющих признаки компьютерной зависимости. Весь массив проанализированной научной литературы привел нас к выводу, что в подавляющем большинстве у подростков и юношей из всех видов кибераддикции фиксируется игровая компьютерная зависимость. Поэтому основным фокусом нашего исследовательского интереса явилась именно эта форма компьютерной зависимости. В ходе проведенного эмпирического исследования выявлены следующие основные факты: - уровень общительности у старшеклассников с признаками риска кибераддикции ниже, чем у их сверстников без признаков риска этой зависимости; - старшеклассники с риском кибераддикции показали достоверно более высокий результат по параметру «завуалированная жестокость»; - по шкале «обоснованный негативизм» значимо более высокие показатели у представителей группы без риска кибераддикции; - у старшеклассников с риском кибераддикции более высокие показатели по «агрессивность»; - выявлен более высокий уровне агрессивности у старшеклассников с риском кибераддикции; - по коэффициенту коммуникативность-зависимость более высокие показатели в группе старшеклассников кибераддикции; по тесту-опроснику измерения социального значения в группе старшеклассников с риском кибераддикции больше лиц, у которых сочетаются высокий уровень мотива «стремление к принятию» с высоким уровнем мотива «боязнь быть отвергнутым», что подтверждает нашу гипотезу, но лишь в тенденции. Все поставленные задачи в данном исследовании были достигнуты. Выводы по итогам исследования были получены следующие: Интернет-зависимость – разновидность технологических зависимостей, формирующаяся на базе различных форм использования Интернета в соответствии с динамикой, свойственной аддиктивному процессу, за счет смещения целей аддиктивно-предрасположенной личности в виртуальную реальность для восполнения недостающих сфер жизни путем конструирования в виртуальной реальности новой личности и замещения реальной жизнедеятельности виртуальной. Интернет-зависимые могут использовать Интернет для получения социальной поддержки и сексуального удовлетворения. Появляется возможность «творения персоны», создания виртуальных персонажей с воплощением в них всех фантазий. Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, форум, сообщество в Живом журнале) в Интернете. Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности. Одним из основных свойств новой информационной среды является то, что она характеризуется малой жесткостью ограничений и допускает гораздо большую степень свободы для своих «обитателей». 2. Основными предпосылками развития интернет-зависимости являются: - неполное разрешение кризиса встречи с взрослостью, проявляющегося в развитии кризиса идентичности с возникновением конфликта между самоидентичностью личности и предлагаемыми социальными ролями и сменяющегося кризисом интимности с формированием психологической изоляции; - привлекательность интернет-среды для разрешения данного кризиса за счет возможности конструирования в ней желаемой реальности. Основными критериями интернет-зависимости являются: - сложность контроля времени, проводимого в Интернете; - лабильность настроения при его использовании; - включение в различные виды деятельности в сети Интернет и пренебрежение деятельностью вне сети. Психологические характеристики личности интернет-зависимых проявляются в эмоционально-волевой сфере - высокими показателями личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности и низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе; - в коммуникативной сфере - повышенными уровнями одиночества и конфликтности и в мотивационной сфере - ее направленностью в сторону избегания неудач. Для интернет-зависимых личностей характерны: «предвкушение» аддиктивной реализации, проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию и нарушения социальной адаптации в реальной жизни. Интернет-зависимые характеризуются такими показателями эмоционально-волевой сферы их личности, как высокие уровни личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При увеличении степени интернет-зависимости происходит дальнейшее повышение этих характеристик. Помимо этого, для интернет-зависимых характерны низкие показатели силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается снижение этих показателей. Выявленные особенности эмоционально-волевой сферы интернет-зависимых предрасполагают их к увеличению использования интернет-среды за счет возможности конструирования в ней новой виртуальной личности, получения эмоциональной поддержки и признания в Интернете, а также за счет возможности достижения целей не путем развития собственных необходимых качеств, а путем смещения самих целей в виртуальную реальность. Интернет-зависимые характеризуются такими показателями коммуникативной сферы, как высокая степень одиночества и конфликтности, что свидетельствует о наличии у интернет-зависимых трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения и о преодолении данных трудностей межличностного взаимодействия в реальности путем замещения этого общения на виртуальное за счет возможности конструирования в рамках общения посредством сети Интернет новой виртуальной личности Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой у старших школьников с риском кибераддикции, по сравнению с их сверстниками, не попадающими в группу риска, обнаруживается сравнительно низкий уровень общительности, более выражены агрессия, негативные коммуникативные установки (в частности – завуалированная жестокость и негативный опыт общения), чаще выявляется сочетание мотива «стремление к принятию» с мотивом «боязнь быть отвергнутым», подтверждена частично. А именно – в положениях о сравнительно низком уровне общительности, высоком уровне агрессии и, в частности, одной из ее форм - завуалированной жестокости.
Читать дальше
1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90–100. 2. Егоров А.Ю. Социально приемлемые формы нехимических аддикций. Интернет-зависимость. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В.Д. Менделевича. Речь. 2007. - 508–515. 3. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. / М., издательство института психотерапии. 2011, - 336 с. 4. Митичева, Т. И. Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости подростков / Т. И. Митичева, Е. С. Хрустова: // Молодой ученый. - 2017. - № 5 (139). - С. 509-511 5. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. Нехимическая зависимость в детской психиатрической практике // Российский психиатрический журнал. 2009, 4. – С. 86–91 6. Подросток в интернете: психологические возможности и риски (методические рекомендации для педагогов) / авт.-сост.: Е.Г. Вдовина. – Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2018. – 42 с 7. Урсу А.В., Худяков А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология. // Психическое здоровье. 2009, 8 (39). – С. 28–32. 8. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2010. - № 4. - С. 20–32. 9. Фортова, Л. К. Этиология и превенция интернет-аддикции у подростков / Л. К. Фортова, И. А. Еропов. // Молодой ученый. - 2016. - № 14 (118). - С. 579-581. 10. Янг К. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С.24–29. 11. Griffits M.D. Internet addiction: does is really exist? In: Psychology and the internet: Intrapersonal, in terpersonal and transpersonal implication.J. Gack enbach (Ed). San-Diego: CA, Academic Press, 1998: 61–75. 12. Orzack M.N. Computer addiction: What is it? Psychiat ric Times.1998; 15 (8): 34–8. 13. Orzack M.H. How to recognize and treat computer.com addiction. Clin. Counseling Psychol. 1999; 9 (2): 124–30
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Преднамеренное и фиктивное банкротство
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Юридические факты в гражданском праве
Количество страниц:
32
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Рынок труда и безработица РФ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image