Анализируя и обобщая опыт работы ведущих специалистов в области спортивной психологии, мы разработали и внедрили в процесс подготовки спортсменов пауэрлифтеров комплекс основных психологических настроек при подготовке к ответственным стартам, которые позволят молодым людям более грамотно вести себя при подготовке к стартам и непосредственно во время их проведения, увереннее чувствовать себя:
1. Хладнокровие. Воспитание умения сохранять спокойствие в любых ситуациях, концентрироваться на двигательных установках и разумно варьировать технику и темп движений в случаях несправедливого судейства, неудачной попытки, превосходства соперника, поломки спортивного инвентаря и т.д, одно из наиважнейших умений молодого человека в любом виде спорта. Спортивный характер позволяет атлету «остаться в игре» и перевернуть ситуацию в свою пользу. Паниковать – только ослаблять свои ресурсы.
2. Настрой на позитив. Выходя на старт, участник соревнования должен концентрироваться только на положительных эмоциях, не допуская негатив внутрь себя, ментально не ощущая себя заранее проигравшим. Успешного спортсмена всегда отличает умение «уйти в себя», погрузившись в «психологическую капсулу внутренней энергии», которая не позволит другим разрушить его внутренние эго. При этом очень важно не думать заранее о победе, как о свершившемся факте, и научиться гнать от себя эти мысли.
3. Необходимая пауза. В тех видах спорта, где это возможно, в сложные моменты состязания спортсмен должен уметь почувствовать ситуацию, взять «тайм-аут» и привести в порядок свои мысли. Пауза крайне необходима в те моменты, когда нарастает волнение, соперник навязывает прессинг, допущен ряд невынужденных ошибок, и мысли спортсмена начинают беспорядочно метаться, усиливая хаос действий.
4. Обнуление негатива. После любого неудачного старта спортсмен должен дать разумный выход своим эмоциям, опустошить себя от негативного потенциала, освободив место здравому смыслу, накоплению новых положительных эмоций и трезвому объективному взгляду на происходящее.
5. Приверженность собственному стилю и технике. Многим недостаточно подготовленным и неуверенным в себе спортсменам, в критические проигрышные моменты соревнования, присуща естественная спешка, приводящая к смене темпа, ритма, техники отдельных движений, как единственный способ быстро восстановить статус-кво. Психологически подготовленные атлеты редко отказываются от своего стиля и техники, понимая, что метания из стороны в сторону и радикальные изменения на ходу того, что ранее приносило победы, вряд ли положительно скажется на конечном результате. Спортсмена-пауэрлифтера необходимо обучить умению концентрироваться на том, что составляет его сильные стороны.
6. Вариативность тактики. Каждый спортсмен обязан иметь тактический набор действий и уметь применять его в нужный момент, в конкретной ситуации, используя слабости соперников и вводя их в заблуждение. Освоить тактические приемы и пользоваться ими – это достаточно сложная задача, которая приходит с опытом и необходимой психологической устойчивостью. Теоретический разбор предстоящих стартов – необходимый компонент подготовки спортсмена, на который тренер должен постоянно обращать внимание.
Перманентное расширение и модернизация своего тактического арсенала это неотъемлемая часть успеха. Наблюдения за выступлением спортсменов-пауэрлифтеров, при подготовке к которым была использована наша методика, доказали эффективность методов психологического настроя при формировании личностных установок пауэрлифтеров, что позволило многим из них, в процессе спортивных состязаний увереннее чувствовать себя в условиях отвлекающих факторов и лучше реализовать свой технический и тактический потенциал.
Функциональные элементы системы управления могут быть признаны эффективными, продуктивными, результативными и реализованными тогда, когда они опираются на совместную деятельность тренера и спортсмена.
Сегодняшние проблемы в управлении подготовкой спортсменов столь многообразны, что знаний и усилий одного тренера становится недостаточно. Требуется комплексный подход в управлении, который реализуется путем привлечения многих специалистов и зависит от согласованных действий многих служб. На тренера должны работать многочисленные службы обеспечения, такие как материально-техническая, медицинская, психологическая, служба менеджмента и другие, при этом должны быть созданы благоприятные условия для совместной творческой деятельности педагогических, организационных работников, психологов, врачей, научных сотрудников и других исполнителей.
В ходе выполнения основных функций по планированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса тренер реализует указания и рекомендации этих специалистов. Их помощь тренеру в виде соответствующей информации и заключений особенно необходима при определении состояния здоровья спортсмена, его спортивной пригодности, функциональной и психологической реактивности систем организма на тренировочные нагрузки в моменты проведения оперативно-текущих и этапных исследований.
Особая роль при этом принадлежит сотрудничеству с научными группами, задачей которых становится проведение непрерывных научных исследований с обобщением на новом витке философско-диалектического мышления полученных знаний с последующей интеграцией разрозненных частных технологий в систему целостной структурно-функциональной целевой подготовки спортсменов.
Считаем данный опыт работы, в целом, положительным и рекомендуем использовать его при подготовке спортсменов-пауэрлифтеров.