Развитие российского права и экономики привело к появлению огромного видового разнообразия услуг, непосредственно затрагивающих повседневные нужды субъектов гражданских правоотношений в условиях функционирования рыночных отношений. Договоры об оказании услуг при этом выступают в качестве объектов исследования в научной среде. К числу таких договоров можно отнести договоры на оказание образовательных, медицинских, юридических, туристических, рекламных, транспортных, жилищно-коммунальных и других услуг.
Видовое многообразие услуг подвергается тщательному анализу со стороны научного сообщества. Однако в цивилистике нет определенного единства во мнениях относительно юридической природы и отличительных критериев договора об оказании услуг. Зачастую, цивилисты обращаются, скорее, к экономической сущности услуги, понимание которой основывается на восприятии услуг как экономически значимом товаре, обеспечивающем возможность иметь доход и постоянный спрос.
Понимание юридической сущности услуги со стороны цивилистов сводится, в основном, к ее восприятию в качестве объекта гражданских прав, выражающего собой особый способ удовлетворения потребности человека, оказываемый на возмездных платных началах.
Любые субъекты гражданских правоотношений могут выступать (как физические, так и юридические лица) могут выступать в качестве субъектов обязательств по возмездному оказанию услуг. Однако отдельные категории правоотношения по оказанию услуг могут распространяться исключительно на юридических лиц.
Развитие современного российского права и экономики привело к появлению огромного видового разнообразия услуг, непосредственно затрагивающих повседневные нужды субъектов гражданских правоотношений в условиях функционирования рыночных отношений. Договоры об оказании услуг при этом выступают в качестве объектов исследования в научной среде. К числу таких договоров можно отнести договоры на оказание образовательных, медицинских, юридических, туристических, рекламных, транспортных, жилищно-коммунальных и других услуг. Видовое многообразие услуг подвергается тщательному анализу со стороны научного сообщества.
Однако в цивилистике нет определенного единства во мнениях относительно юридической природы и отличительных критериев договора об оказании услуг.
Анализируя ГК РФ, можно сказать, что признак возмездности поставлен на первый план, поскольку о нем указывается уже в самом определении договора.
Указанные признаки договора являются внутренне ему присущими, в связи с чем, соответствие им - выступает условием применения норм гл. 39 ГК РФ к определенному договору. В договоре возмездного оказания услуг можно выделить следующие стороны - услугодатель (исполнитель) и услугополучатель (заказчик).
Ограничений по возможному субъектному составу такого ГК РФ не содержит. Также кодекс определяет, что к возмездному оказанию услуг в определенных случаях применяются о подряде, если это не противоречит специфике предмета конкретного договора.
По общему правилу исполнитель по заключенному договору возмездного оказания услуг, обязан оказать такую услугу сам, т.е. лично. В таком договоре не применяется принцип генерального подряда, если только стороны допустили такую возможность текстом договора. Это свидетельствует о неразрывной взаимосвязи нематериальных услуг и личностью лица их оказывающего.
При заключении договора возмездного оказания услуг, его главным и существенным условием является предмет. Отсутствие в тексте такого договоре условий о его предмете влечет его незаключенность.
Традиционно в качестве предмета указанного договора выступает совершение исполнителем определенных действий (в частности, услуг по доставке товара и проч.) или оказание определенного вида деятельности (аудиторская, бухгалтерская или иная). Соответственно, предмет договора оказания услуг также является его необходимым условием - такие пункты договора о предмете конкретизируют суть обязательств сторон.
При отсутствии конкретного перечня услуг такой договор также будет считаться незаключенным. Данную позицию поддерживает судопроизводство.
Наиболее существенной характеристикой анализируемого вида договора является качество, поскольку в качестве его предмета традиционно выступает совершение исполнителем каких-либо действий или осуществление им какой-либо деятельности в отношении заказчика. Относительно качества предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг можно привести параллель с договором подряда, поскольку они определяются по тем же правилам.
Качество услуги, оказанной исполнителем, в соответствии со ст. 721 ГК РФ должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг. В случае отсутствия или неполноты условий договора качество услуги должно соответствовать общепринятым критериям, которые предъявляются к договорам подобного рода. Соответственно, можно постулировать о том, что конечный результат оказанной услуги должен соответствовать обозначенным в договоре качествам или общепринятым требованиям, если иное не предусмотрено законом, другими нормативными правовыми актами или договором.
Требования к качеству результата могут быть определены законом или другими нормативными правовыми актами. Соответственно, исполнитель обязан оказать услугу при соблюдении указанных требований. Однако исполнитель может также взять на себя обязательства по оказанию услуг более высокого качества. Гарантии качества результата по договору возмездного оказания услуг можно классифицировать на две основные категории - законные и договорные, то есть вытекающие из заключенного между сторонами договора.
При этом, если договор не предусматривает иного, гарантии качества распространяются на весь результат оказанной услуги (ст. 722 ГК РФ). Отдельные виды услуг предполагают сохранение полезного эффекта в пределах разумного срока согласуясь со способом использования, установленном в договоре. В случае если способ использования в договоре не предусмотрен, то в силу вступает законная гарантия, основанная на обычном способе использования результата услуги данного рода.