Заказывайте написание контрольной работы по экологии. Рассчет стоимости работы бесплатно!
Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Не давая ей самостоятельной функции, каковая есть, например, у памяти или воображения. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. А связано это с пересмотром современными исследователями функционала. Все чаще стало употребляться выражение среди преподавателей и родителей – внимания нет, не сосредоточен, сто говорит о новом витке принятия процесса внимания. Развивать и совершенствовать внимание в любом возрасте важно. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности, а его продуктом - её качественное выполнение. Развитие внимания, его свойств играют большую роль в познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Анализ научной литературы и практики позволил выявить противоречие между возрастанием значимости развития внимания у студентов и недостаточной методической разработанностью проблемы. Исходя из выделенного противоречия, определена проблема исследования: каковы условия развития внимания у студентов в процессе учебной деятельности. Исходя из формулировки проблемы и темы исследования, была определена цель: подобрать диагностический инструментарий для исследования внимания студентов в возрасте 17-23 лет. Объект исследования: процесс развития внимания студентов. Предмет исследования: развитие внимания студентов в учебной деятельности. Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс развития внимания у студентов зависит от личностных особенностей. В соответствии с объектом, предметом и выделенной гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания личности в возрасте 17-23 лет; - подобрать комплекс методик для определения внимания у людей 17-23 лет; - определить уровни развития внимания людей юношеского возраста через проведение констатирующего эксперимента; - определить личностные характеристики людей 17-23 лет через проведение диагностического исследования; - дать аналитическую характеристику взаимосвязи характерологических особенностей личности и особенностей внимания. Методологическую основу исследования составили теоретические положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Методики исследования: - расстановка чисел (см. Приложение А), - запомни и расставь точки Р.С. Немова [7], - найди и вычеркни Р.С. Немова [7], - переплетенные линии А.Рея [9], - тест-опросник Я. Стреляу [9], исходящий из концепции Павлова – Теплова и направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, торможения и подвижности. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: -теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта; -эмпирические методы исследования: беседа, педагогическое наблюдение; - метод педагогического эксперимента (при проведении констатирующего эксперимента), обработка экспериментальных данных, обобщение опыта работы. Теоретическая значимость исследования: анализ литературы по вопросам развития произвольного внимания у людей 17-23 лет, его изменение и зависимость от характерологических качеств личности, подбор методического инструментария для исследования произвольного внимания студентов. Практическая значимость: использование результатов исследования в построении образовательного процесса с обучающимися 17-23 лет, ведение воспитательной работы. Эмпирическая база: исследование проводилось в среднем профессиональном образовательном учреждении Политехнический колледж, расположенный по адресу улица Строителей 17 на группе студентов первого курса, поступивших на очное обучение с дневным обучением. Работа состоит из введения, в котором описаны цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая и экспериментальная база. Первая глава посвящена теоретическому исследованию процессов внимания у студентов в возрасте 17-23 лет, вторая глава посвящена констатирующему эксперименту исследования внимания и характерологических особенностей личности. В заключении даны выводы пол исследовательской работе. Список литературы содержит научно-методические источники по вопросам изучения внимания и характерологические особенности людей юношеского возраста.