Введение 3 Глава 1. Общетеоретические подходы к исследованию внимания у студентов первого курса обучения в среднем профессиональном учебном заведении 7 1.1 Понятие внимания, его виды и свойства 7 Психолого-педагогические особенности лиц ранней юности в возрасте 17-20 лет 13 1.3 Методология изучения произвольного внимания у студентов первого курса 26 Выводы по первой главе 34 Глава 2. Констатирующий эксперимент исследования произвольного внимания у студентов первого курса обучения в среднем профессиональном учебном заведении 36 2.1 Методология исследования 36 2.2 Анализ результатов исследования произвольного внимания у студентов первого курса обучения 38 Выводы по второй главе 45 Заключение 46 Список литературы 49 Приложения 51

Исследование произвольного внимания у студентов

курсовая работа
Психология
50 страниц
71% уникальность
2021 год
40 просмотров
Левин А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Общетеоретические подходы к исследованию внимания у студентов первого курса обучения в среднем профессиональном учебном заведении 7 1.1 Понятие внимания, его виды и свойства 7 Психолого-педагогические особенности лиц ранней юности в возрасте 17-20 лет 13 1.3 Методология изучения произвольного внимания у студентов первого курса 26 Выводы по первой главе 34 Глава 2. Констатирующий эксперимент исследования произвольного внимания у студентов первого курса обучения в среднем профессиональном учебном заведении 36 2.1 Методология исследования 36 2.2 Анализ результатов исследования произвольного внимания у студентов первого курса обучения 38 Выводы по второй главе 45 Заключение 46 Список литературы 49 Приложения 51
Читать дальше
В современном мире жизнь изменяется настолько стремительно, и она переполнена таким большим количеством разной информации, что оставаться сконцентрированным и собранным становится все труднее и труднее. Особенно в период перестройки организма и сдвигов в сторону личностной реализации, когда мнение сверстников становится на первый план, когда взаимосвязь с противоположным полом занимает больше времени, чем учебная деятельность. Далеко не каждому человеку под силу быть собранным и внимательным даже тогда, когда это ему очень необходимо. Проблемы, связанные с развитием внимания, сегодня вызывают беспокойство у различных специалистов. Многие жалуются на невнимательность, неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении различных задач. Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде.


Заказывайте написание контрольной работы по экологии. Рассчет стоимости работы бесплатно!


Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Не давая ей самостоятельной функции, каковая есть, например, у памяти или воображения. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. А связано это с пересмотром современными исследователями функционала. Все чаще стало употребляться выражение среди преподавателей и родителей – внимания нет, не сосредоточен, сто говорит о новом витке принятия процесса внимания. Развивать и совершенствовать внимание в любом возрасте важно. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности, а его продуктом - её качественное выполнение. Развитие внимания, его свойств играют большую роль в познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Анализ научной литературы и практики позволил выявить противоречие между возрастанием значимости развития внимания у студентов и недостаточной методической разработанностью проблемы. Исходя из выделенного противоречия, определена проблема исследования: каковы условия развития внимания у студентов в процессе учебной деятельности. Исходя из формулировки проблемы и темы исследования, была определена цель: подобрать диагностический инструментарий для исследования внимания студентов в возрасте 17-23 лет. Объект исследования: процесс развития внимания студентов. Предмет исследования: развитие внимания студентов в учебной деятельности. Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс развития внимания у студентов зависит от личностных особенностей. В соответствии с объектом, предметом и выделенной гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания личности в возрасте 17-23 лет; - подобрать комплекс методик для определения внимания у людей 17-23 лет; - определить уровни развития внимания людей юношеского возраста через проведение констатирующего эксперимента; - определить личностные характеристики людей 17-23 лет через проведение диагностического исследования; - дать аналитическую характеристику взаимосвязи характерологических особенностей личности и особенностей внимания. Методологическую основу исследования составили теоретические положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Методики исследования: - расстановка чисел (см. Приложение А), - запомни и расставь точки Р.С. Немова [7], - найди и вычеркни Р.С. Немова [7], - переплетенные линии А.Рея [9], - тест-опросник Я. Стреляу [9], исходящий из концепции Павлова – Теплова и направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, торможения и подвижности. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: -теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта; -эмпирические методы исследования: беседа, педагогическое наблюдение; - метод педагогического эксперимента (при проведении констатирующего эксперимента), обработка экспериментальных данных, обобщение опыта работы. Теоретическая значимость исследования: анализ литературы по вопросам развития произвольного внимания у людей 17-23 лет, его изменение и зависимость от характерологических качеств личности, подбор методического инструментария для исследования произвольного внимания студентов. Практическая значимость: использование результатов исследования в построении образовательного процесса с обучающимися 17-23 лет, ведение воспитательной работы. Эмпирическая база: исследование проводилось в среднем профессиональном образовательном учреждении Политехнический колледж, расположенный по адресу улица Строителей 17 на группе студентов первого курса, поступивших на очное обучение с дневным обучением. Работа состоит из введения, в котором описаны цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая и экспериментальная база. Первая глава посвящена теоретическому исследованию процессов внимания у студентов в возрасте 17-23 лет, вторая глава посвящена констатирующему эксперименту исследования внимания и характерологических особенностей личности. В заключении даны выводы пол исследовательской работе. Список литературы содержит научно-методические источники по вопросам изучения внимания и характерологические особенности людей юношеского возраста.  

Читать дальше
Теоретический анализ источников и результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Внимание играет очень важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчетливо воспринимаются, а также и запоминаются те, которые привлекают его внимание. Внимание, таким образом, необходимо во всякой познавательной деятельности. Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности. Формирование произвольного внимания зависит от роли слова и роли стимулов средств в регуляции произвольного внимания, от опоры на развернутые внешние вспомогательные средства. В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности, рассмотрели его виды и свойства, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития произвольного внимания. Анализ эмпирической работы показал, что проблема развития произвольного внимания значительна. Полученные результаты показали, что большинство испытуемых имеют недостаточно развитый уровень произвольного внимания. Так же мы выявили, что у некоторых испытуемых обнаруживается отсутствие интереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания. По результатам исследования были достигнуты поставленные задачи. По первой задаче была проанализирована научно-методическая литература современных авторов и классиков психологии, рассмотрены положения и постулаты о внимании, его видах и критериях оценивания. Так благодаря изученным источникам были сделаны умозаключения о качественной характеристике внимания – как собранном комплексном развивающемся психическом процессе. По второй задаче стояло подобрать комплекс методического обеспечения диагностирования на этапе констатирующего эксперимента, когда был подобран инструментарий из пяти методик, четыре из которых направлены на исследование внимания, а пятая на констатацию деятельности высшей нервной деятельности, а именно возбуждение, торможение, переключение нервных импульсов. По третьей задаче был сделан качественный анализ, который позволил определить уровень сформированности произвольного внимания у студентов 17-20 лет, который соответствует среднему и приближенному к высокому, но не идеальному уровню. Четвертая задача была направлена на исследование характерологических особенностей типа высшей нервной деятельности, ее переключаемости, торможению и возбуждению. При которой была выявлена критичная норма, приближенная к низким результатам. Это говорит о не до конца установленных контролируемых процессах личности со стороны высшей нервной деятельности, иными словами, качественно новый самоконтроль только формируется. В графе выводы по второй главе дана характеристика по последней задаче, а именно прописана взаимосвязь развития импульсов высшей нервной деятельности и уровнем развития внимания у студентов первого курса среднего профессионального образовательного учреждения. Таким образом, гипотеза зависимости процессов внимания от личностных особенностей доказана и имеет прямую связь. Чем выше показатели переключаемости, уровня торможения и возбуждения, точнее приближенности к нормальному показателю, тем эффективнее будет формироваться произвольное внимание, его объем, концентрация, распределение. 
Читать дальше
1. Величковский Б. Когнитивная психология: основы психологии познания. [Текст] / М.: 2006., Т.1, с. 258-270. 2. Джемс У. Внимание Психология внимания. Хрестоматия по психологии [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 238-254 3. Дормашев Ю.Б., Психология внимания [Текст] Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. - М.: Тривола, 1995. с. 49-109. 4. Захарова, И. Н. Методики для диагностики свойств внимания (концентрация, объем, устойчивость) и уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение, классификация) у младших школьников / И. Н. Захарова. — [Текст] // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 232-234. 5. Канеман Д. Внимание и усилие [Текст] / Под ред. А.Н. Гусева. – М.: Смысл, 2006. – 287 с. 6. Кравков С.В. Внимание [Текст] // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, при участии издательства «ОмегаЛ», 2005. – С. 22-39. 7. Немов Р.С. Психология [Текст] / учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. С. 73-80 8. Подвойский Д. Г., Хайруллина Л. М. Социологические идеи Вильгельма Вундта [Текст] // Социологический журнал. 2001. №2. – 6 с. 9. Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. учеб. пособие — 6-е изд., доп. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСУ, 2013. — 352 с. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Спб.: Питер, 2016. - 713 с 11. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей [Текст] / Методика и тесты. М.: Альма Матер, - 2019. - 533 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Концепция Другого в философии ХХ века
Количество страниц:
25
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
курсовая работа
Организационный аудит. Структура и этапы процесса организационного аудита
Количество страниц:
27
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория организации
курсовая работа
Развитие Telegram-каналов на Дальнем Востоке: основные тенденции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image