Введение 3
Глава 1. Теоретическая и методологическая база исследования проблемы свободного выбора в литературе 5
1.1. Тема выбора в литературе 5
1.2. Нравственный выбор 6
Глава 2. Систематизация исследуемого материала на примере романа У. Голдинга «Свободное падение» 9
2.1. Краткая история и сюжет романа У. Голдинга «Свободное падение» 9
2.2. Анализ проблемы свободного выбора в романе У. Голдинга 12
Глава 3. Практическое применение результатов исследования в педагогической деятельности 15
3.1. «Проблема свободного выбора» в курсе литературы 15
3.2. Возможности изучения проблемы свободного выбора на примере романа У. Голдинга 20
Заключение 24
Список литературы 26
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение проблемы свободного выбора в романе У. Голдинга. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрена тема выбора в литературе;
- рассмотрен нравственный выбор;
- дана краткая история и рассмотрен сюжет романа У. Голдинга «Свободное падение»;
- проведен анализ проблемы свободного выбора в романе У. Голдинга;
- рассмотрена «Проблема свободного выбора» в курсе литературы;
- выявлены возможности изучения проблемы свободного выбора на примере романа У. Голдинга.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
У каждого из контекстов – свои задачи в процессе обучения пониманию произведения художественной литературы.
Первый, контекст личного жизненного опыта, способствует восприятию образов произведения художественной литературы.
Второй, контекст понимания словесно-художественных образов, способствует углублению и завершению их восприятия. Контексты сюжета и системы словесно-художественных образов и художественного смысла произведения позволяют ученикам осознать смысл произведения, а контексты творческого наследия писателя и курса литературы помогают обоснованно сформировать оценку изучаемого произведения.
В соответствии с представлениями о системе контекстов в обучении читательскому пониманию изменяется методика их применения на уроках. В методике обучения в школе накоплен свой опыт введения и использования информации из контекста. По форме это информация из учебников, из рассказа учителя или сообщений учащихся.
Часто используют и комментированное чтение. Системное применение контекстов, на наш взгляд, требует самостоятельной познавательной деятельности школьников.
На первое место выходит литературная задача, то есть задача на понимание или задача на смысл. В то же время есть прямая необходимость, чтобы учебники-хрестоматии и учебники по литературе содержали минимально необходимую информацию из предложенных ученикам контекстов. Кроме того, в новых условиях обучения актуально становится развитие и совершенствование приёма применения специальных словарей на уроках литературы
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Богословский, В.И. История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945, М.: Просвещение, 2014. – С. 304.
2. Борисенко, А.А. Ностальгическое прошлое. «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. - 2019, - №11. - С. 244.
3. Боярский, О.И. Литература Германии (1927-1945) // Творчество немецких писателей и поэтов. – М., 2018. – С. 438.
4. Васильев, В.М. «Необходимый оптимизм пессимиста» // Ремарк Э. - М. Избранное. - М., 2019. – С. 138.
5. Виппер, Б.Р. Кризис искусства и культура наших дней // Вопросы методологии. 2018. - №2. - С. 55.
6. Гегель, Г. Работы разных лет. В 2 т. М., 1972-1973. - 117 с.
7. Грушевская, Л.А. Лексика и грамматика в литературных произведениях известных авторов (+ аудиокурс MP3) / Лариса Грушевская. - М.: КРЕФ-Р, 2016. – С. 759.
8. Гусейнов, Г. «Крепите заботу о языке — величайшем сокровище нашего народа!» по следам майских призывов партайгеноссе Геббельса. // Deutsche Welle., 2015. №6. – С. 36.
9. Иванов, А.Н. Последние вершины. // Ремарк Э. - М. Ночь в Лиссабоне. Тени в раю. - М., 2016. – С. 246.
10. Лурье, С. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. - 2000. - №10. - С. 55.
11. Erich Maria Remarque. "Drei Kameraden". vom Verlag Kiepenheuer & Witsch GmbH & Co. KG, Köln / Deutschland, 2017.- S. 244.
12. Erich Maria Remarque. An der Westfront keine Veränderung. Drei Kameraden / Erich Maria Remarque. - M .: Lenizdat, 2014. - S. 868.
13. Ilyina, T.V. Die Geschichte der Fiktion. Deutsche literatur. M .: Höhere Schule, 2015 .- S. 367.
14. Kolpakov, S.A. Die Kunstgeschichte Westeuropas von der Renaissance bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts. - M .: Kunst, 2017 – S. 528.
15. Makarova, A.N. Kulturologie. Geschichte der Weltkultur: Lehrbuch für Universitäten / Ed. prof. A.N. Makarova. - M. 2014 - S. 521-524.
16. Nartov, K. M. Ausländische Literatur in der Schule. Ein Handbuch für Lehrer. M. 1976 - S. 257-259.
17. Rozin, V.M. Kulturologie. M .: INFRA-M FORUM. 2014. - S. 341.
18. Sternburg, V.F. Als ob alles das letzte Mal gewesen wäre (Auszüge aus dem Buch über Leben und Werk von Erich Maria Remarque), Übersetzung aus dem Deutschen von A. Egorshev. [https://magazines.gorky.media/inostran/2000/10/kak-budto-vse-v-poslednij-raz.html]. 2014.- S. 66.
19. Sternburg, V.F. Wie zum letzten Mal: Auszüge aus einem Buch über Leben und Werk von Erich Maria Remarque. // IL, 2015 - Nr. 3. - S. 188.
20. Subbotina, K. A. Ausländische Literatur. Materialien für den Unterricht in der 11. Klasse. Wolgograd. - 2014 - S. 4-6.
Читать дальше