Введение 3
Глава 1. Парламентаризм - признак демократического государства 4
1.1 История российского парламентаризма 4
1.2 Законодательный процесс в Российской Федерации 9
1.3 Правовое регулирование деятельности российского парламента 14
Глава 2. Федеральное собрание – парламент российская федерация 18
2.1 Конституционные гарантии, функции и основные принципы деятельности федерального собрания 18
2.2 Характерные признаки и черты федерального собрания как парламента 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Читать дальше
Современная Россия характеризуется динамичным развитием общественно-политической жизни, проведением полномасштабных реформ, затрагивающих практически все основные сферы общественного устройства.
В настоящее время парламентаризм в Российской Федерации находится на стадии становления. Это подтверждается сроком работы современного российского парламента (около 15 лет), количеством изменений в законодательстве о Федеральном Собрании.
В обществе существует определенное недоверие к органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Многие считают, что необходимо дальнейшее реформирование порядка формирования Совета Федерации и выборов в Государственную Думу.
Например, предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, прожившие в нем не менее десяти лет. Президент РФ В. В. Путин «согласен с этим предложением, но при условии – что изменения будут идти постепенно – в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации. Нам не нужно новых революций».
Также существует мнение, что процедура делегирования ущемляет право граждан избирать и быть избранными (так считает, например, доктор юридических наук, профессор В.Б. Исаков).
Президент Путин в своем Послании 2007 года так говорил о введенной пропорциональной избирательной системе: «Подчеркну, мы осознанно пошли на этот, по сути – революционный шаг, по-серьезному демократизировали избирательную систему. Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно – будет укреплять и улучшать качество российской политической системы».
Также существуют различные мнения по вопросу неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Можно согласиться, что наличие неприкосновенности необходимо во время непосредственного осуществления ими своих полномочий.
Но в остальное время существует проблема злоупотребления представителями власти своим положением, и наличие неприкосновенности в данных случаях противоречит принципу равенства граждан перед законом и неотвратимости наказания.
Отличия Конституции от других правовых актов:
- носит учредительный, фундаментальный характер. Регулирует широкий спектр общественных отношений, наиболее важные из которых касаются фундаментальных интересов всех членов общества, всех граждан.
Она закрепляет основы социально-экономического строя государства, его государственно-территориального устройства, основные права, свободы и обязанности людей и граждан, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.
- основы работы государственных органов, политических партий, общественных организаций, государственных служащих и граждан. Нормы конституции имеют приоритет над всеми другими правовыми нормами;
- имеет высшую юридическую силу. Конституция распространяется на всю территорию страны. Все законы и другие акты государственных органов принимаются на основе и в соответствии с конституцией.
Строгое и точное соблюдение - это высший стандарт поведения для всех граждан, всех общественных объединений;
- характеризуется стабильностью. Это обусловлено тем, что конституция закладывает основы общественного и государственного строя и рассчитана на длительный срок действия, а также особый порядок их принятия и изменения;
- содержит стандарты прямого действия. Конституционные нормы применяются без согласия государственных органов или должностных лиц.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года
2. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. - М.: ПолиграфОпт, 2021. – 336 с.
3. Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран / Автономов А.С. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 264 с.
4. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран / Алебастрова И.А. – М.: Проспект, 2021. – 102 с.
5. Выборный порядок формирования вторых палат парламентов: мировой и отечественный опыт / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2019. – 340 с
6. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран / Григонис Э.П., Григонис В.П. - Питер, 2020. – 400 с.
7. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире / Енгибарян Р.В. – М.: Изд-во «НОРМА», 2018. – 520 с.
8. Залесский В.В. Учебное пособие по конституционному праву зарубежных стран / Залесский В.В. – М.: Юристъ, 2018. – 587 с.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник/ отв. ред. проф. Б.А. Страшун / М.: БЕК, 2018. – 524 с.
10. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М Энтина. – М.: Норма, 2019. – 234 с.
11. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций / авт.- сост. А.В Якушев. – М: ПРИРОР, 2021. – 312 с.
Читать дальше