ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВАЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДНОМ КРАЕ………………….7 1.1 Социальные причины важности укрепления связей с природой в дошкольном возрасте…………………………………………………………..…7 1.2 Роль привлечения родителей к участию процесса формирования экологических представлений о родном крае………………………………….12 Вывод по главе 1…………………………………………………………………17 ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА БАЗЕ ДОУ № 8 Г. СУРГУТА……19 2.1 Виды и характеристики экологических троп………………………………19 2.2 Этапы создания экологической тропы для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ № 8 Г. СУРГУТА ……………………………………………...22 Вывод по главе 2…………………………………………………………………29 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА БАЗЕ ДОУ № 8 Г. СУРГУТА……………………………………………………30 3.1 Особенности использования экологической тропы в ХМАО…………….30 3.2 Результаты внедрения экологической тропы и рекомендации по её дальнейшему использованию и совершенствованию…………………………36 Вывод по главе 3…………………………………………………………………47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….……52 ПРИЛОЖЕНИЯ

Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
88% уникальность
2021 год
35 просмотров
.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВАЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДНОМ КРАЕ………………….7 1.1 Социальные причины важности укрепления связей с природой в дошкольном возрасте…………………………………………………………..…7 1.2 Роль привлечения родителей к участию процесса формирования экологических представлений о родном крае………………………………….12 Вывод по главе 1…………………………………………………………………17 ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА БАЗЕ ДОУ № 8 Г. СУРГУТА……19 2.1 Виды и характеристики экологических троп………………………………19 2.2 Этапы создания экологической тропы для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ № 8 Г. СУРГУТА ……………………………………………...22 Вывод по главе 2…………………………………………………………………29 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА БАЗЕ ДОУ № 8 Г. СУРГУТА……………………………………………………30 3.1 Особенности использования экологической тропы в ХМАО…………….30 3.2 Результаты внедрения экологической тропы и рекомендации по её дальнейшему использованию и совершенствованию…………………………36 Вывод по главе 3…………………………………………………………………47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….……52 ПРИЛОЖЕНИЯ
Читать дальше
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников не было и речи, а на сегодняшний день это одна из важных тем дошкольной педагогики. Природа – один из важнейших факторов для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Общение с природой определенно пробуждает лучшие качества человека любого возраста. Именно поэтому экологическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к природе мира и своего родного края, а также мотивация беречь эти дары, но и воспитание высокой гражданской ответственности и моральных качеств. Сегодня тема экологического образования дошкольников до сих пор находится в стадии становления.


Не бойтесь заказать курсовую недорого , цена оправдывает качество.


Начиная с 90-х годов разрабатывались авторские экологические программы, применение которых заинтересовало и методистов дошкольных учреждений. Учёные педагоги экспериментально, теоретически и практически продолжают поиски ответов на вопрос: «Как реализовать идею экологического образования через разные виды деятельности ребенка, такие как экспериментирование, наблюдение, труд, игра и т.д.», так как понятие «экологического образования» как особое направление дошкольной педагогики в России отличается от такового в других странах. Изучив полученный дошкольниками экологический опыт, ученые выяснили, что большинство детей очень заинтересованы в получении знаний о природе, но зачастую получают эти знания из мультфильмов и рекламы. Методисты дошкольных учреждений убеждены, что именно дошкольная образовательная ступень закладывает основы экологического и социального развития ребенка, а создание «экотропы» в дошкольном дворе приобщает их к сбережению природных ресурсов. В Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном Законе «Об окружающей среде», «Экологической доктрине Российской Федерации» и других государственных документах выделяются как одни из главных задачи формирования экологической культуры дошкольников и воспитания бережного отношения к миру природы как необходимое условие преодоления кризиса развития человеческой цивилизации, что возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, акцентирующееся на ценностном осмыслении объектов природы и бережного к ним отношения. Как показал анализ, в настоящее время исследование социально-экологического образования дошкольников не имеет достаточной проработки. Кроме того, актуальность темы исследования усиливается тем, что вопросы о проблемах сохранения окружающей среды также остаются актуальными. Последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых к социальной и экологической сферам. Так, философы Э.В. Гирусов, А.В. Лосев, Н.М. Мамедов, экологи Г.Г. Провадкин, В.В. Пустовойтов, ученые-педагоги A.M. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Т. Суравегина, B.C. Шилова, С.Н. Николаева, Е.В. Гончарова делают акцент на таком развитии дошкольника, когда меняется его экологическое сознание, что в последующем побуждает его осуществлять виды деятельности, связанные с охраной природы. П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий, Е.Ф. Терентьева, С.Н. Николаева утверждают, что при специальной организации обучения в дошкольных учреждениях старшие дошкольники самостоятельно начинают выстраивать цепочки экологических закономерностей. Также проблемы воспитания бережного отношения к природе изучают такие отечественные учёные и педагоги, как С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, Л. И. Егоренко, В. А. Зебзеева, А. И. Иванова, Л. М. Маневцова , Н. А. Рыжова, П. Г. Федосеева и другие. Концепции создания экологической тропы в формировании бережного отношения к природе у дошкольников можно также изучить в работах С. В. Машкова, Л. А. Соколова и других. Все вышеперечисленные труды составили теоретическую базу нашего исследования. Стоит отметить, что в педагогической науке до сих пор недостаточно изучены возможности экологической тропы как условия формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Всё еще актуальны решения о том, как адаптировать использование «экотропы» в пределах дошкольного учреждения. Кроме того, необходимо, найти новые, специфические для дошкольного звена активности и соблюсти принцип непрерывного экологического образования. Важно также учесть, чтобы эти знания были доступными и привлекательными для дошкольника. Цель исследования: определить эффективность опыта организации совместной экологической деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе детского сада с целью формирования бережного отношения к природе. Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников. Предмет исследования: организации совместной экологической деятельности педагога и дошкольников на экологической тропе детского сада. Гипотеза исследования: организация совместной экологической деятельности педагога и старших дошкольников на экологической тропе детского сада будет способствовать формированию бережного отношения к природе, а также заложит основы гражданской ответственности и высоких моральных человеческих качеств относительно вопросов природы и экологии, в частности родного края. Задачи исследования. 1. Изучить теоретические и практические материалы по теме исследования. 2. Определить уровень сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику детей на базе исследования. 3. Описать опыт внедрения части экотропы в дошкольном учреждении. 4. Сформулировать способы совершенствования существующей экотропы на базе исследования, а также рассмотреть особенности внедрения экологических троп в ХМАО. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение; 2) практические – диагностика дошкольников старшей группы по определению уровня сформированности бережного отношения к природе, а также опытно-поисковая работа как метод проверки гипотезы, методы обработки данных диагностики (количественные, графические) и их качественный анализ. Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы модернизировать и усовершенствовать представленную в работе экологическую тропу детского сада, классифицировать виды экотроп, а также описать особенности внедрения экологических троп в условиях ХМАО. База исследования: МАДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» города Сургута. В нем приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы

Читать дальше
Проблема формирования экологических представлений о родном крае является актуальной для системы дошкольного образования. Анализ литературы показал, что формирование экологических представлений о родном крае – одна из главных задач экологического образования дошкольников. Экологическое представление о родном крае надо воспитывать с детства. Оно предполагает восприятие природы с позиций значимости, полезности, необходимости. Для ребенка дошкольного возраста экологическое представление о родном крае – это позитивное, радостное отношение к природе, которое имеет личностную и социальную значимость. Важно, чтобы мир природы осознавался ребенком не только как универсальная ценность, но, прежде всего, как личностная, необходимая для качественной жизни человека, его долголетия и выполнения жизненной миссии. Бережное отношение к природе направлено на благо природы и живущего в ней человека. Решение задачи по формированию экологических представлений о родном крае в системе экологического воспитания дошкольников предполагает воспитание любви, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. Формируя экологические представления о родном крае, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это – забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку и всей нашей планете. Экологические представления о родном крае у старших дошкольников еще не совсем сформированы, они отличаются ситуативностью, неосознанностью, неактивностью, не все дети могут и хотят применять их в новой ситуации, в практической деятельности. Учитывая эти особенности отношения к природе у детей 5-7 лет, организуется экологическая тропа в дошкольной организации с целью формирования экологических представлений о родном крае у дошкольников. Были разработаны и реализованы на практике организация совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада с целью формирования экологических представлений о родном крае. Работа с детьми на экологической тропе велась по 3 направлениям. Первое направление – расширение полноты и развитие осознанности экологических представлений детей о бережном отношении к природе. Здесь проводились занятия-путешествия по экологической тропе для детей старшей группы в разные времена года. Второе направление – и воспитание положительных чувств и эмоций к природе. Основная форма работы с детьми – экскурсии по экологической тропе, в ходе которых дети постигали красоту родной природы, осознавали, что такую красоту надо беречь и сохранять. Третье направление – формирование активности бережного отношения к природе, которое включало труд в цветнике, расположенных на экологической тропе, трудовые поручения, наблюдения за сезонными изменениями природы, наблюдения за трудом взрослых на экологической тропе, наблюдения за лекарственными растениями (остановка «Аптека в природе») и исследовательскую деятельность детей (остановка «Погода в природе»). Таким образом, на экологической тропе была проведена разнообразная по тематике и по формам работа с детьми по формированию у них экологических представлений о родном крае. На этапе опытно-поисковой работы была проведена диагностика детей с целью выявления уровней сформированности экологических представлений. Оценка проводилась по 3 критериям: 1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы. 2. Наличие положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе. 3. Активность отношения к природе, способность к природоохранной деятельности, труду в природе. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Применялись 3 диагностических задания: вопросно-ответная дидактическая игра «Что ты знаешь о природе?», работа с картинками «Выбери самое важное для себя» и практическое задание «Труд в природе». В результате были получены данные об уровнях сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что у большинства детей (75%) они сформированы на среднем уровне. В процессе проведения диагностики установлена положительная динамика в формировании бережного отношения к природе: увеличилось количество детей с высоким и средним уровнями, не осталось детей с низким уровнем. У каждого ребенка наблюдаются личностные достижения в бережном отношении к природе по всем 3 критериям. Положительные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования. Таким образом, представленный в работе опыт организации совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада может быть использован в работе специалистов, занимающихся проблемой формирования экологических представлений о родном крае у детей дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2016. – 672 с. 2. Айкина, Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? [Текст] / Г. А. Айкина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 34-36. 3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 245 с. 4. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры [Текст] / Г. В. Буковская. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 312 с. 5. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры [Текст] / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 194 с. 6. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 194 с. 7. Вологодская, О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам [Текст] / О. П. Вологодская. – М.: Центр полиграф, 2017. – 192 с. 8. Ворошилова, В. М.. Эковалеологический подход к созданию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. М. Ворошилова, Т. А. Новикова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 4. – С. 153-158. 9. Гаджиева, З. М. Общая педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. – 2016. – №2. – С. 33-35. 10. Гладкова, Ю.А. Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – №. 1 11. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с. 12. Грозина, В. А. Современный старший дошкольник как субъект образовательного пространства [Текст] / В. А. Грозина // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. – 2014. – №2. – С. 32-36. 13. Дерябко, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябко, В. А. Ясвин.– Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 245 с. 14. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. [Текст] / Л. И. Егоренко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 128 с. 15. Ефременко, Н. А. Особенности организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / Н. А. Ефременко // Проблемы и возможности современной науки. – 2015. – №4. – С. 32-41. 16. Зебзеева, В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 45-49. 17. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] / В. А. Зебзеева // Педагогика : традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 50-52. 18. Зебзеева, В.А. Эколого-субкультурные практики детства [Текст]: монография / В. А. Зебзеева. — М.: Изд-во Сфера, 2012. —324 с. 19. Иванова С.К. Роль экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе их развития // Современные инновации. – 2018. – №5 (27). 20. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с. 21. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 143 с. 22. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 127 с. 23. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / Под. ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 216 с. 24. Камилова, Г.А. Эффективность экологического образования: образование дошкольников с помощью педагогических технологий // Academy. – 2020. – №12 (63). 25. Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16-18. 26. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учеб пособие для студентов педвузов / Л. В. Маневцева, П. Г. Саморукова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 319 с. 27. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование [Текст] / Е. В. Марудова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 218 с. 28. Матвеева, Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2019. – №1 (50) 29. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2013. – 187 с. 30. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе [Текст] / С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 145 с. 31. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание детей в свете «Стандарта дошкольного образования» // Образовательная политика. 2014. №2 (64). 32. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 225 с. 33. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2015. – 336 с. 34. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. 35. Николаева, С.Н. Интеграция образовательных областей стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания // СДО. – 2014. – №2. 36. Николаева, С.Н. Что дети знают о том, где они живут // СДО. 2010. №2. 37. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Владос, 2011. – 354 с. 38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 334 с. 39. Попова, Т. И. Мир вокруг нас: матер. комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т. И. Попова. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 189 с. 40. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа : программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2012. – 23 с. 41. Рыжова, Н. А. Экологическая тропинка в детском саду [Текст]: учеб.-метод. комплект / Н. А. Рыжова. ̶ М.: Линка, 2015. – 272 с. 42. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2015. – 227 с. 43. Сенатор, С.А. Инновационные возможности экологического образования в интересах устойчивого развития // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – №3 (20). 44. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2014. – 576 с. 45. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2014. – 160 с. 46. Соколова, Л. А. Экологическая тропа детского сада [Текст] / Л. А. Соколова. – М.: Детство-пресс, 2014. – 80 с. 47. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 227 с. 48. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. / Г. А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 325 с. 49. Ушинский, К. Д. Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: Академия, 2016. – 384 с. 50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 08.06.2021) 51. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ с изм. от 21.11.2015 № 331-ФЗ [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12125350/1/#block_100 (дата обращения 09.06.2021) 52. Федеральный закон Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации. от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 09.06.2021) 53. Федорова, Т.А. К разработке проблемы формирования социально-экологической компетентности у детей дошкольного возраста // МНКО. 2020. №4 (83). 54. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2016. – 96 с. 55. Черемных, Н. В. Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС [Текст] / Н. В. Черемных // Амурский научный вестник. – 2016. – № 2. – С.243-250. 56. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с. 57. Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Сайт «Планета детства». – URL: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/ekologicheskaya-tropa-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html 58. Экологическая тропинка в детском саду [Электронный ресурс] – URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00380840_0.html (дата обращения 07.06.2021) 59. Экологическая тропинка детского сада [Электронный ресурс] – URL: http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/19-materialy-dlya-zanyatij/ekologicheskaya-tropa-v-detskom-sadu-ryzhova-n-a (дата обращения 08.06.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Социально-психологическое сопровождение замещающих семей
Количество страниц:
40
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
Анализ развития малого бизнеса на потребительском рынке на примере кондитерского цеха «Лакомка»
Количество страниц:
65
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Лингвистический анализ современной британской песенной рок лирики (на материале текстов группы Asking Alexandria)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Лингвистика текста
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image