Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы когнитивного консультирования……………………………………………………………………5
1.1. Понятие и значение когнитивных стилей в консультировании………5
1.2. Показатели и критерии эффективности когнитивного консультирования……………………………………………………………………9
2. Особенности использования когнитивных процедур…………………..14
2.1. Анализ когнитивных процедур: эффективность и применение в консультировании…………………………………………………………………..14
2.2. Рекомендации для совершенствования использования когнитивных процедур…………………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...28
Библиографический список…………………………………………………30
Читать дальше
Процесс психологического консультирования представляет собой многошаговый поиск и локализацию психокоррекционных мишеней в консультационном диалоге, с последующим осуществлением психокоррекционных процедур над ними.
С точки зрения такой парадигмы можно оценить эффективность консультирования как совокупность скорости определения и локализации психокоррекционных мишеней, индивидуально деструктивных для конкретного клиента, и оперативности психокоррекционных мероприятий над ними.
Таким образом, решение проблемы повышения эффективности психоконсультационного процесса на методологическом уровне заключается в разработке психологической модели консультирования, позволяющей на основании индивидуальноличностных особенностей клиента определять его «уязвимости психологического патогенеза» и задействовать для работы с ними его же индивидуально-эффективные стратегии «психологического самогенеза» в максимально короткий срок.
Анализируя проблему и выработанные поведенческие модели, клиент расширяет осознание себя, пробует применить модели поведения на практике, что активизирует процесс его личностного роста, формирует его аутентичность и конгруэнтность, учит чувствовать и понимать себя, способствует процессу формирования личностной и социальной зрелости, развитию компетентности. Когнитивная стратегия выражается через продолжение осознания себя и собственных особенностей при взаимодействии с представителями иных групп.
Проблема ценностных ориентаций становится особо актуальной когда речь идет о профессиях типа «человек-человек», к которому относится и профессия практического психолога.
Поскольку объектом его профессиональной деятельности выступает личность, то это требует от специалиста не только высокой профессиональной подготовки, но и специфического «профессионального видения мира», которое предполагает наличие определенной системы ценностных ориентаций.
В деятельности психолога-консультанта важнейшим узлом пересечения двух выделенных аспектов выступает понимание психологом клиента. Оно является основной задачей его профессиональной деятельности и сферой наиболее явного проявления ценностного потенциала консультанта.
Организация группового консультирования под руководством супервизора необходима. Участие в группах позволит понять специфику работы в ней, а так же проработать личностные проблемы.
Проведенное исследование позволило проанализировать особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, учитывая специфику проведения психологической консультации, феномены, встречающиеся в процессе консультирования, ошибки, совершающие неопытным психологом-консультантом в процессе работы, профессионально важные качества, необходимые будущему профессионалу для успешной работы.
Для того, чтобы в процессе консультирования у клиента появлялись позитивные изменения, психологу необходимо принимать во внимание всю совокупность социальных, ситуационных, предметных, пространственно-временных характеристик ситуации, в которой находится субъект взаимодействия. Состояние, успехи клиента во многом зависят от его конкретной жизненной ситуации, от того социального окружения, в котором он находится. И если он приходит на занятия, переживая за неблагополучную атмосферу в семье, то учитель, учитывающий данный социальный контекст, может каким-то образом помочь ему справиться с ситуацией. Личностный подход к субъекту процесса - один из важных компонентов личностно - деятельностного подхода к обучению.
Учитывающая все эти нюансы, предложенная рекомендации дадут положительные результаты, подтвердили гипотезу и позволят сформировать ряд профессионально важных качеств, необходимых будущему психологу-консультанту для успешной трудовой деятельности.
Читать дальше
1. Агафонова М.А., Смирнов В.М. Проблема добрачного консультирования в современной психологии. // Вестник ГГУ. 2019. № 3. С. 1-7.
2. Арпентьева М.Р. Базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 1 (12). С. 27-57.
3. Арпентьева М.Р. Метатехнологии психолгического консультирования: принципы консультирования в практике консультативного диалога. // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2018. № 6. С. 72-80.
4. Арпентьева М.Р. Психология здоровья: базовые установки. // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 2 (9). С. 84-101.
5. Арпентьева М.Р. Социально-психологическая компетентность: уровни и компоненты. // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 1 (11). С. 31-40.
6. Афанасьева Ю.А., Гуриева С.Д. // Взаимосвязь психологических особенностей с копинг-поведением людей пожилого возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5-2 (107). С. 132-135.
7. Бек Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. - 400 с.
8. Бобкова М.Г., Гараева В.В. Критерии эффективности психологического консультирования // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 248-255.
9. Джавхари М. Концепция консультирования психолога в психологии // Научные горизонты. 2020. № 2 (30). С. 40-48.
10. Донцова М.В., Донцов Д.А. Поэтапная методика психологического консультирования как процесса // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 64-75.
11. Духновский С.В. Программное средство «Тест-ППК». Психологическая диагностика переживания кризиса личностью. // Навигатор в мире науки и образования. 2017. № 2 (35). С. 136.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2015. – 384 с.
13. Караванова Л.Ж. Развитие личности профессионала: гуманистический подход // Психология образования в XXI веке: теория и практика, 2018. С.75-77.
14. Карягина Т.Д. Научное наследие Ф.Е.Василюка: от психологического консультирования к консультативной психологии // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 4-14.
15 Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия, 2013. №4. С.182-207.
16. Колесникова Г.И., Берковченко Е.С., Волочай А.В. Психологический практикум по консультированию. - М.: Феникс, 2007. – 320 с.
17. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения // Психологическая наука и образование, 2015. Том 20. №2. С.55-62.
18. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М.: Академический проект, 2008. – 463 с.
19. Кузьменкова Л.В., Кусков Д.В. Психологическое консультирование при принятии экономических решений: исследование метафоры структуры консультации // Материалы ІV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки ХХІ века» г. Москва: сб. ст. 2015. С. 170-173.
20. Магомедшарипова Е.Д. Психологическое консультирование // Мировая наука. 2019. № 5 (26). С. 470-472.
21. Международная конференция по консультативной психологии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов / Под ред. В.В. Архангельской, А.А. Голзицкой, Н.В. Кисельниковой, Е.А. Семеновой. М.:ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2018. - 261 с.
22. Мягких Ю.В. Сравнительный анализ когнитивно-бихевиоральной и понимающей психотерапии. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). МГППУ. 2018. - 83 с.
23. Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г. Современные проблемы экспериментального исследования психологических классификаций //Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы. Под ред. В.А. Барабанщикова, место издания Издательство «Институт психологии РАН» 2010. С. 57-61.
24. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 128 с.
25. Фаерман М.И. Интегративный подход в психологическом консультировании и группах// Вестник РАПК, Вып. 1/ Сб. под ред. О.Э. Ильиной.- Ярославль, 2018. С. 5-9.
26. Фаерман М.И. Мистическое измерение личностного развития// Вестник интегративной психологии. Вып. 14.- Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2016. С.13.
27. Фаерман М.И. Медитация как инструмент психологического консультирования в аспекте экзистенциального, метасистемного, интегративного подходов в психологии. // Ярославский психологический вестник. 2020. № 3 (48). С. 123-128.
28. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 426 с.
29. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2008. – 208 с.
30. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2012. - 352 с.
Читать дальше