Введение 3
Глава 1. Особенности звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью 5
1.1 Нормальное и нарушенное звукопроизношение у детей младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста 10
1.3 Нарушение звукопроизношения у детей с умственной отсталость младшего школьного возраста 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Информационные средства коррекции звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 21
2.1 Понятие об информационных средствах обучения 21
2.2 Использование информационных средств в коррекционной работе с младшими школьниками с умственной отсталостью 26
2.3 Рекомендации по использованию информационных средств на занятиях по коррекции звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью 46
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Читать дальше
В условиях современного динамичного развития общества информационные технологии вошли во все сферы жизнедеятельности, в том числе и образование. Как всем известно, дети очень любят красочные картинки, веселые мультики, различные обучающие игры с музыкальным сопровождением. Информационные компьютерные технологии являются эффективным средством коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ на всех этапах логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи.
В работе были изучены теоретические основы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми младшими школьниками.
Анализ изученной литературы показал, что умственно отсталым детям характерно недоразвитие познавательных процессов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники с нормальным развитием, испытывают потребность в познании. На современном этапе, в психологии умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности, как познавательный процесс.
Целью исследования было исследовать информационные технологии в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми
Основным выводом проведенной работы стало утверждение о том, что коррекция системного недоразвития речи умственно отсталых детей младшего школьного возраста будет эффективной, если: определены особенности речевого развития умственно отсталых школьников; выделены обучающие компьютерные программы коррекции системного недоразвития речи; проанализировано использование ИКТ на логопедических занятиях; предложены методические рекомендации для логопедов.
Можно сформулировать основные выводы по результатам исследования. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.
При умственной отсталости отмечаются системные нарушения речи, отклонения в речевом онтогенезе, которые характеризуются нарушением различных ее компонентов: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словарного запаса.
Таким образом, последовательное включение специальной компьютерной логопедической технологии в процесс обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Поставленные задачи в ходе работы были решены, а гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника / М.: Просвещение, 2016. – 94 с.
2. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. - 259-261.
3. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников / М.: Академия, 2012. – 315 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2013. – 656 с.
5. Колосов К.А., Якунин В.Е., Королёва Е.Н. Информационное обеспечение и информационная культура как эффективные средства формирования мотивации учащихся к обучению в школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. - 160-164
6. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12).- С. 15-19.
7. Куликова Н.С. К вопросу об особенностях нарушений речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2014. №10. – С. 126-129
8. Куликова Н. С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием // Специальное образование. 2016. №12. – С. 28-32
9. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 /О. И. Кукушкина. – М., 2005. – 58 с.
10. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / М., 2018. – 617 с.
11. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 20–25.
12. Марковская И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 28–34.
13. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
14. Миронова Е.Д. Современные информационные технологии как средство повышения эффективности обучения // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. № 19 (19). С. 30-31.
15. Новиков С.И. Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению // Наука и образование сегодня. 2015. № 1. С. 101-105.
16. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
17. Певзнер М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении // Клиникогенетическое исследование олигофрении / под ред. М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, – 2012. – С. 3–22.
18. Петкевич И. Е. Применение информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / И.Е. Петкевич // Дефектология. – 2006. – № 1. С. 29-35
19. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
20. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: Речь, 2019. – 312 с.
21. Прончев Г.Б., Монахов Д.Н., Лонцов В.В. Безопасность виртуальных социальных сред в информационном обществе // Пространство и Время. 2013. № 4 (14). - С. 231-236.
22. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2017. – 121 с.
23. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
24. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87
25. Слепухин А.В. К вопросу о построении понятийного аппарата информационных образовательных сред // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 153-163.
26. 16. Шабалин Ю.Е. Средства обучения информационно-образовательной среды // Совет ректоров. 2014. № 3. С. 62-73.
Читать дальше