Продажи – это циклический процесс коммерческого взаимоотношения между двумя лицами, который заканчивается обменом товара на деньги.
Под объемом продаж понимается определенная сумма денежных средств, которые получила организация за реализованные товары, услуги за какой-либо период времени. Величина объема продаж важна для коммерческой организации, планируется в начале производственного процесса в соответствии с ресурсами бизнеса.
Любая компания, которая только заходит на рынок и занимает свою нишу, заботится об узнаваемости своего бренда. Для этого необходимо привлечь новых клиентов и совершить первые продажи. Для увеличения объема продаж можно воспользоваться различными рекламными инструментами. При этом важно анализировать эффективность различных методов рекламы, для того чтобы в дальнейшем грамотно построить продвижение своего товара на рынке.
Поведение потребителей и принятие ими решений о покупке происходит под воздействием маркетинговой среды и совокупности факторов. Большое влияние на поведение потребителей при выборе товаров оказывают ситуативные факторы.
На управлении физической средой основывается мерчандайзинг – искусство выставлять товар в магазине и на витрине таким образом, чтобы потребитель купил максимальное количество товаров. В месте покупки очень важно: дизайн магазина и выставка товара, освещение, ширина проходов в магазине, размер магазина, температура воздуха в помещении, скученность и т.п. Социальное и физическое окружение способно прямо вызывать, формировать, облегчать, активизировать и направлять деятельность потребителей.
Существует множество способов и методик, которые помогут привлечь потенциальных покупателей и сделать бренд узнаваемым, а также в дальнейшем увеличить поток клиентов и объемы продаж.
Можно применять как простые и недорогие способы, так и более дорогостоящие и креативные:
реклама в СМИ и на телевидении;
распространение печатной рекламы;
проведение промо-кампаний, презентаций, участие в выставках и ярмарках;
проведение различных акций, скидки, дисконты и распродажи;
презенты для первых клиентов, выпуск лимитированных купонов;
оригинальное оформление вывесок, витрин, грамотная демонстрация товара;
стиль и формат общения с клиентами, эффектный внешний вид продавцов.
Отдельно нужно сказать о различных видах рекламы в интернете, который по праву признан лучшей площадкой для маркетинга. Реклама в сети включает в себя такие приемы, как раскрутка корпоративного сайта, медийная интернет-реклама, тизерная реклама, контекстная реклама, реклама в социальных сетях, реклама у блогеров, таргетированная реклама, SMM-маркетинг, прямые адресные рассылки, размещение объявлений и коммерческих предложений на продающих онлайн-площадках.
ООО «ТехноТорг» является оптовым торговым предприятием, к основному виду деятельности которого относится торговля прочей офисной техникой: сервисным, периферийным, компьютерным, серверным оборудованием, лицензионным ПО.
При анализе объема продаж и показателей, оказывающих влияние на него, были сделаны следующие выводы:
выручка за 2020 год составила 133 677 тыс. руб., превысив уровень 2019 года почти в 1,5 раза, а 2018 года – почти в 2 раза;
одновременно с ростом выручки увеличивается и себестоимость. Так, в 2019 году себестоимость компании увеличилась на 34,50 %. Затем, в 2020 году, она выросла еще на 37,20 %. Итоговая величина себестоимости за 2020 год составила 124 204 тыс. руб. соответственно;
коммерческие расходы непостоянные, в 2019 году они снижались, в 2020 году увеличивались;
прочие доходно растут ежегодно и к концу 2020 года составили 1 521 тыс. руб.;
прочие расходы так же ежегодно увеличиваются и за отчетный период составили 1 033 тыс. руб.
Рост прибыли от продаж и прочих доходов оказывает благоприятное влияние на прибыль до налогообложения и, как следствие, чистую прибыль, обеспечивая ее ежегодный прирост. Так же их рост перекрывает негативное влияние со стороны прочих расходов, которые с каждым годом увеличиваются.
Основную долю в объеме продаж занимают печатное и сервисное оборудование, а так же лицензионное программное обеспечение. В целом структурных изменений в объеме продаж ООО «ТехноТорг» не происходило за 2018-2020 гг.
При расчете показателей оборачиваемости и рентабельности ООО «ТехноТорг» было выявлено, что:
оборачиваемость активов, оборотных активов и собственного капитала незначительно снизилась за три года по причине их стремительного увеличения, при этом оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей заметно выросла;
показатели рентабельности выросли за три года в 1,5-2 раза, что является положительным фактором для деловой активности компании.
В целом деятельность компании эффективна, все вкладываемые средства в обеспечение текущей деятельности предприятия приносят ему прибыль, более того данная прибыль растет.
Однако компания не занимается продвижением своих товаров, а товары ООО «ТехноТорг» достаточно актуальны, учитывая современные условия. Было выявлено, что с 2021 г. ожидается незначительное снижение спроса на офисную технику до 2024 г., затем он восстановится. Однако, учитывая так же одновременный рост цен на экспорт, поиск путей увеличения продаж ООО «ТехноТорг» особенно значим.
В целях расширения деятельности ООО «ТехноТорг», увеличения клиентской базы, выхода на новые рынки, было предложено усовершенствовать сайт компании. Помимо этого необходимо подключить инструменты интернет-маркетинга, к ключевым из которых относятся контент-маркетинг, seo-продвижение и директ-реклама. Данные мероприятия адресованы генеральному директору компании и коммерческому отделу.
Совокупные затраты на все перечисленные выше мероприятия составят 1 176 тыс. руб. При этом они принесут компании прирост чистой прибыли в размере 18 758 тыс. руб.
Экономическая эффективность = 15,95. Показатели рентабельности вырастут в несколько раз, повысится узнаваемость ООО «ТехноТорг» на рынке, что свидетельствует о социальной эффективности разработанных мероприятий.
В дальнейшем руководству компании ООО «ТехноТорг» рекомендовано более детально проанализировать свою коммерческую деятельность, провести поиск путей ее улучшения. Для этого необходимо решить круг вопросов: анализ и оптимизация складских запасов, которые ежегодно увеличиваются; рассмотрение возможности финансирования из долгосрочных источников в целях обеспечения устойчивого финансового развития; разработать меры по оптимизации дебиторской задолженностей. Данные направления являются перспективными направлениями для дальнейшего обеспечения роста продаж в ООО «ТехноТорг».
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке мероприятий по увеличению объема продаж ООО «ТехноТорг» на основе внедрения интернет-маркетинга в деятельность предприятия.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.