Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию «креативная индустрия».............5
1.1.Определение креативной индустрии у разных авторов.................................5
1.2 Сравнение терминов и компонентов креативной индустрии (отрасли, инфраструктура и т.д.).........................................................................................12
1.3. Статистика креативной индустрии...............................................................13
Глава 2. Креативная индустрия в городах..........................................................16
2.1. Влияние креативной индустрии на социально-экономическое развитие города (критерии)..................................................................................................16
2.2. Мировой опыт креативной индустрии в малых и больших городах.....21
Заключение.............................................................................................................28
Список литературы..............................................................................................30
Читать дальше
Наиболее известным и общепринятым определением креативных индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». То есть, креативные индустрии – это сектор экономики, развивающийся преимущественно на оригинальных идеях и инновационных технологиях.
К креативным индустриям относят: архитектуру и урбанистику; дизайн и проектирование; IT и разработку программного обеспечения; компьютерную графику; видеоигры; издательское дело и журналистику; изобразительное искусство; кино, теле- и радиовещание; новые медиа; маркетинг и коммуникации; моду; музыку и саунд-дизайн; инженерное дело; научно-исследовательские работы и др.
В будущем перечень креативных индустрий будет расширяться, будет расширяться и число занятых в данном секторе экономики.
Сегодня креативный сектор является одним из перспективных и быстрорастущих направлений в экономике.
Следует отметить взаимосвязь уровня и динамики развития территории и развития креативных индустрий. С одной стороны, чем выше уровень и динамика развития города, тем больше в нем возможности реализации креативных индустрий, с другой – одним из важных факторов положительной динамики развития городов является творческая реализация горожан, выражающаяся в развитии креативной экономики.
Сегодня объемы и темпы развития креативных индустрий являются фактором конкурентоспособности территории, с точки зрения выбора ее для места жительства. Многолетние исследования удовлетворенности граждан качеством жизни в городе позволяют утверждать, что все большее и большее значение для них приобретает такой фактор, как уровень возможностей своей творческой реализации. То есть, творческая реализация становится все более актуальной потребностью для людей. Именно поэтому граждане мигрируют в те города, где созданы благоприятные условия для развития креативных индустрий.
При этом надо сказать, что креативные индустрии не развиваются по заявке сверху, их развитие обусловлено, с одной стороны, наличием талантливых, креативных граждан, с другой – наличием благоприятных условий для развития и реализации творческой деятельности граждан.
К условиям, благоприятными для развития креативный индустрий можно отнести:
1) широкие возможности получения образования, профессиональной подготовки и переподготовки;
2) активное инновационное развитие, при котором идеи, новации скорее находят свое применение;
3) возможности осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в узконишевых направлениях;
4) различные меры поддержки развития креативных индустрий;
5) благоприятные, комфортные условия жизни граждан.
Развитие же креативных индустрий способствует развитию не только экономики города, но и культуры, образования, а также преобразованию городской среды, и, в целом, улучшению качества жизни горожан.
Читать дальше
1. Бокова А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации // Дис. … канд. филос. наук. – Томск, 2016.– 145 с.
2. Бондарская О.В. Резервы качества региональной экономики // Актуальные вопросы экономики и управления, 2016.– №10. – С.5–10.
3. Вуд Ф. Круговорот городского творчества // Новые форматы партнерства. –М.: Институт культурной политики, 2019. - С. 6-13.
4. Высоковский А. Креативность как ресурс URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/kreativnost-kak-resurs (дата обращения: 30.07.2021).
5. Гуремина Н.В. Креативные индустрии мира: Статья / Н.В. Гуремина, В.А. Лемешко // Студфорум РАЕ.– 2019.–№5.– С. 10–23.
6. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Погосян Л. Р. Развитие культурных индустрий в Китае.– URL: http://e-koncept.ru/2017/470068.htm. (дата обращения: 31.07.2021).
7. Каменских М.А. Теоретико-методические подходы к понятию «Креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskie-podhody-k-ponyatiyu-kreativnaya-ekonomika-i-otsenka-urovnya-razvitiya-kreativnoy-ekonomiki-ssha-i-rossii (дата обращения: 30.07.2021).
8. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Теория и практика развития креативных индустрий и создания креативных кластеров в туристской дестинации (на примере Санкт–Петербурга)// Вестник НАТ.– 2017.– №2(42).– С.21–29.
9. Линднер Петер. Креативные индустрии: от теоретических моделей к реальным проектам. Дискуссия // Семинар кафедры прагматики культуры ГУ-ВШЭ. Март 2017.– С. 25-45.
10. Милъков Д. Э. Творческие индустрии: технологии свободы в современном городе // Art-менеджер. 2018. - № 1.– С. 5-8.
11. Новосельская В.В. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.– 2017.– №4 (78). –С. 164–174.
12. Нордстрем К. А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта / Пер. с англ. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2019. - 280 с.
13. Основы культурологии / Под ред. И. М. Быховской. М.: Едиториал УРСС, 2019. - 493 с.
14. Пайн Дж. Б., Гшмор Дж. X. Экономика впечатлений: работа это театр, а каждый бизнес - сцена / Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2018. -304 с.
15. Розов В. М. Теоретическая и прикладная культурология. — М.: Гардарики, 2017. 349 с.
16. Странствующая столица. Роль культуры в развитии территорий / Сост. М. Б. Гнедовского. М.: Институт культурной политики, 2017. - 196 с.
17. Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей / Сост. Е. В. Зеленцовой. – М.: Институт культурной политики, 2018. — 34 с.
18. Ткалич С.К. Стратегия моделирования перспективных международных проектов // Международный журнал экспериментального образования. –2017.– №3–1. – С. 10-14
19. Ткалич С.К. Проектно-целевой подход к стратегии и тактике научно-экспериментальной лаборатории «Школа научного дизайна с национально-культурным компонентом // Международный журнал экспериментального образования». – 2016. – №6–1. – С. 36–39.
20. Ткалич С.К. Восточный форпост российского Заполярья: культурный ландшафт в центре внимания индустрии туризма и дизайнеров // Научно-практическая конференция (Декабрь 2016).– С. 31-45.
21. Ткалич С.К. Особенности регионального туризма. Многопрофильная походная тропа на эвенский праздник: Магаданская область // Международный журнал «American Science Review». – 2016. – №4. – С. 22–26.
22. Хестанов Р.З. Креативные индустрии – модели развития.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-modeli-razvitiya (дата обращения: 30.07.2021)
23. Эволюция культурной деятельности в новом столетии: социально-экономические аспекты культурной политики: В 3 т. / Под. ред. А. Я. Рубинштейн. М.: Алетейя, 2018.– 450 с.
24. Cowen T. In Praise of Commercial culture. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2018. - 292 p.
25. Creative Industries. Report on the creative industries finance conference. Connecting creativity and capital / Department for culture, Media and sport. London, 2017. - 50 p.
Читать дальше