Введение 2
1. Национальные проекты и государственные программы в реализации стратегических направлений социально-экономического развития 4
1.1 Стратегические приоритеты социально-экономического развития 4
1.2 Система управления реализацией национальных проектов в России 9
1.3 Нормативно-правовые аспекты взаимосвязи национальных проектов и государственных программ 15
2. Реализация национальных проектов и государственных программ органами местного самоуправления Красноярского края город Норильск 21
2.1. Постановка проблем социально-экономического развития г. Норильска 21
2.2.Практика реализации национальных проектов на территории муниципального образования город Норильск 26
2.3 Корректировка государственных и муниципальных программ по результатам реализации национальных проектов 31
Заключение 38
Список использованных источников 40
Читать дальше
Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий. Основная цель реализации национальных проектов – эффективность и результативность государственных вливаний, обеспечивающих качественный рывок не только в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилья, но и структурные сдвиги в экономике регионов в целом, снижение уровня дифференциации социально-экономического развития регионов. Сложившаяся финансово-экономическая ситуация, модернизация экономики и придание ей инновационного направления, реализация стратегий социально-экономического развития территорий, повышение уровня и качества жизни населения, поиск и внедрение эффективных моделей государственного управления, отвечающих современным вызовам и условиям хозяйствования побудили руководство Российской Федерации сделать приоритетом широкое внедрение проектного подхода как перспективного направления в управлении, который активно используется бизнес-сообществом и все шире применяется в государственной сфере деятельности различных стран.
В Красноярском крае на 2019-2021 гг. разработан 51 региональный проект, каждый из которых вошел в 12 национальных проектов. Были утверждены паспорта проектов, которые направлены в соответствующие федеральные ведомства и Федеральный проектный офис. Финансирование национальных проектов демонстрирует реальную возможность ухода от остаточного принципа финансирования социальной сферы к программно-целевому финансированию.
Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Финансовое обеспечение региональных проектов осуществляется частично или полностью за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов, внебюджетных источников после утверждения плана-графика реализации проектов и в соответствии с ним. На реализацию 12 национальных проектов из федерального бюджета будет выделяться 95% средств от общего объема финансирования, 5% будут добавлять регионы.
Анализ материалов и нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию приоритетных национальных проектов, позволяет выявить риски их реализации:
1.Финансовые.
2.Организационные.
3.Кадровые.
4.Неопределенность в устойчивости достигнутых результатов.
5.Отсутствие четких сроков по межбюджетным согласованиям.
6.Системная несовместимость принципа «достижения целевых показателей» в нацпроектах и системы нормативов, на которой строится деятельность государства сейчас.
7. Цели и задачи национальных проектов во многом совпадают с целями и задачами целевых программ различного уровня. Поэтому необходим эффективный механизм их экономической и организационной интеграции.
Губернаторы опасаются, что расхождение в финансировании нацпроектов и паспортах и реально заложенное в бюджете до 2021 года приведет к необходимости дофинансировать исполнение нацпроектов из региональных бюджетов в объеме большем, чем предусмотрено сейчас.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.– [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 23.07.2021).
3. Афанасьев К. С.Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: монография / К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина – М., 2017. – 148 c.
4. Белякова Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства: Статья / Н.В. Белякова/ Юридическая мысль. – 2016. – № 6. – С.19-41.
5. Бияк Л. Л. Роль проектного управления в реализации приоритетных государственных проектов / Л.Л. Бияк // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 12-15.
6. Васильев А. И. Организация проектного управления в органах государственной власти / А.И. Васильев // Управленческие науки. – 2016. – № 4. – С. 44-52.
7. Доржиева И.Ц. Целевые программы как инструмент реализации бюджетной политики / И.Ц. Доржиева // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – № 4. – С. 21-24.
8. Жукова Т.Н. Проектное управление (методологический аспект): Монография / Т.Н. Жукова / Т.Н. Жукова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2016. – 170 с.
9. Золочевская Е.Ю. Функциональная характеристика российской системы управления государственными проектами «Экономика и социум». – №12. – 2016 / Е.Ю. Золочевская // Вопросы управления: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2014/06/6/ (дата обращения 23.07.2021).
10. Национальный проект: формула успеха российского образования: рек. список лит. / ГУК ПОУНБ, информационно-библиографический отдел; сост. Е.В. Алексеева. – Псков, 2016. – 66 с.
11. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы / Д.А. Новиков. – М., ПМСОФТ, 2016. – 140 с.
12. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур и др.; под общей редакцией И.И Мазура, В.Д. Шапир. – 9 -е изд., стер. М., 2016. – 456 с.
13. Харченко Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2017. – 328 c.
14. Чаркина, Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад / Е.С. Чаркина. – М.: ИЭ РАН, 2017. – 54 c.
15. Юрьева Т.В. Проектный подход, как инструмент реализации стратегических целей // Экономические науки. 2016. – № 11. – С.7-10.
Читать дальше