Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития цифровизации контрактной системы в сфере закупок 5
1.1 Основы функционирования контрактной системы: участники, цели, принципы, приоритеты 5
1.2 Эволюция цифровой трансформации закупочной деятельности 9
1.3 Основные направление совершенствования управления закупками в условиях цифровизации 12
Вывод по главе 17
Глава 2. Методологические основы развития цифровизации контрактной системы в сфере закупок в Центре управления регионом губернатора Московской области 18
2.1. Анализ функционирования контрактной системы в сфере закупок в Центре управления регионом губернатора Московской области 18
2.2 Анализ цифровизации контрактной системы в сфере закупок в Центре управления регионом губернатора Московской области 22
2.3. Анализ проблем и перспектив развития цифровизации контрактной системы в сфере закупок в Центре управления регионом губернатора Московской области 27
Вывод по главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 37
Читать дальше
Принятие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ позволило внести принципиальные изменения в систему закупок. Ранее приоритетом было максимальное снижение цены контракта, то в настоящих условиях заказчику необходимо обосновать саму закупку. Также теперь оценке подлежит результативность закупки, направленной на обеспечение государственных нужд. При этом принципиальными новациями внедренной контрактной системы стали обоснование целесообразности расходования бюджетных средств на размещение закупок, аудит эффективности закупок и публичность отчетности и результатов исполнения контрактов.
В рамках работы проведенный анализ эмпирических данных различных исследований по обозначенной проблематике цифровизации российской системы контрактной системы в сфере закупок подтверждает тезис об эффективности доминирующего положения электронных аукционов и электронных закупок в целом в гамме механизмов, позволяющих добиться реального снижения трансакционных издержек и обеспечить устойчивую минимизацию «ловушек» со стороны заказчиков, обусловленных коррупционным фактором.
Следовательно, ряд аспектов сигнализируют о том, что в области цифровизации контрактной системы в сфере закупок достигнут немалый прогресс, однако сегодня интеграция технологий в закупки остается далекой от идеала, поскольку процесс внедрения новых технологий закупок сопряжен с рядом проблем, например: отсутствие ИТ-инфраструктуры и квалифицированного персонала или неурегулированность некоторых вопросов, касающихся изменений обозначенной сферы.
С целью развития цифровизации контрактной системы в сфере закупок в Центре управления регионом губернатора Московской области объединены три структуры регионального правительства с целью оперативного мониторинга исполнения мероприятий национальных проектов и соответствующих целевых показателей, что реализовано на базе информационных систем – Единой автоматизированной системы управления закупками. Главное правило работы – жестко соблюдать контрольные сроки реализации мероприятий и программ, поскольку одна задержка, как правило, тянет за собой целую цепочку других, допускать переносов контрольных сроков нельзя.
Для мониторинга реализации закупочной деятельности в ЦУР Московской области создан Портал исполнения контрактов ПИК, который охватывает как разработку нового функционала, так и дальнейшую интеграцию со смежными системами, включая систему регионального электронного бюджета, системы бухгалтерского учета заказчиков (централизованных бухгалтерий) и ЕИС (в рамках электронного актирования).
ПИК присуще следующие преимущества: текст проекта контракта формируется автоматизированно, без нарушений, не требует согласования с юридическими службами (экономия ресурсов, нет рисков нарушений). Однако есть случаи нарушения сроков исполнения обязательств как со стороны исполнителя (нарушение сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг), так и со стороны заказчика (нарушение сроков приемки – направления мотивированного отказа, нарушение сроков оплаты).
В рамках работы рекомендованы следующие рекомендации: автоматизированный расчет сроков в соответствии с условиями контракта; предварительное уведомление сторон о поступлении документа на подписание, а также за три, два и один день до окончания срока рассмотрения документа; формирование рейтинга по нарушенным обязательствам по контракту и эскалация информации о нарушениях на курирующих заместителей.
Читать дальше
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) / Собрание законодательства РФ. 1998. №31. ст. 3824.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Собрание законодательства РФ. 2013. №14. ст. 1652.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 17.03.2021 № 392 «Об утверждении Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. № 19» [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2021).
5. Астапович О.Г. Цифровизация в области тендерных закупок: возможности, проблемы, тенденции // Минск: Институт бизнеса БГУ. 2020. Ч. 1. С. 4-8.
6. Белозор Ф.И. Цифровое развитие процесса государственных закупок в Российской Федерации // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды. 2019. С. 75-81
7. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Вопросы регулирования экономики. 2018. №1. С. 110-122.
8. Вейс Ю.В., Волкова А.А., Никитин Ю.А., Плотников В.А. Цифровые технологии, применяемые в контрактной системе при осуществлении государственных закупок // Цифровая трансформация экономики и развитие кластеров. 2019. С. 343-371.
9. Кнутов А.В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 316 с.
10. Новикова А.В. Единая информационная система закупок: электронизация, пути развития // Инновационное развитие предпринимательской деятельности региона. 2020. С. 112-117.
11. Холкина Н.А., Швец А.В. Развитие цифровизации контрактной системы в сфере закупок // Финансовые рынки и банки. 2019. № 2. С. 60-62.
12. Устинова Н.Г. Институциональные инновации развития бизнес-структур в условиях информатизации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. №1. С. 37-43.
13. Федорова А.Ю., Черкашнев Р.Ю. Актуальные проблемы в сфере государственных закупок // Державинские чтения. 2019. С. 242-253.
14. Цыганков С.С. Цифровизация современной системы государственных закупок в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. № 12А. С. 183-198.
15. Цыганков С.С., Наливайко С.В., Цыганкова Е.М. Институциональная турбулентность системы государственных закупок в России // Экономические науки. 2019. №. 181. С. 79-84.
16. Изменения в законодательстве о госзакупках с 1 апреля 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kb52.ru/articles/482-izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-goszakupkakh-s-1-aprelya-2021-goda (дата обращения: 30.06.2021).
17. Комитет по конкурентной политике Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakaz-mo.mosreg.ru (дата обращения: 30.06.2021).
18. Кузьмин В. Срочный контракт. Михаил Мишустин поручил сделать прозрачной и эффективной систему госзакупок [Электронный ресурс]. – Российская газета. – № 38(8092). – Режим доступа: https://rg.ru/2020/02/20/mishustin-poruchil-sdelat-prozrachnoji-effektivnoj-sistemu-goszakupok.html (дата обращения: 28.06.2021).
19. Правительство Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/centr-upravleniya-regionom-v-podmoskove (дата обращения: 30.06.2021).
20. Patrucco A.S., Agasisti T., Glas A.H. Structuring Public Procurement in Local Governments: The Effect of Centralization, Standardization and Digitalization on Performance // Public Performance & Management Review. 2020. P. 1-27.
Читать дальше