Введение 2 Глава 1. Теоретические основы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 6 1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста 11 Глава 2. Оптыно - экспериментальное исследование основ комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 16 2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 16 2.2 Комплекс упражнений по развитию сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 23 2.3 Повторная диагностика 31 Заключение 34 Список источников 36 Приложение . 39

Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
37 страниц
84% уникальность
2021 год
76 просмотров
Мамедова Н.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 6 1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста 11 Глава 2. Оптыно - экспериментальное исследование основ комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 16 2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 16 2.2 Комплекс упражнений по развитию сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 23 2.3 Повторная диагностика 31 Заключение 34 Список источников 36 Приложение . 39
Читать дальше
В нашей стране на рубеже XX-XXI веков происходят значительные изменения в развитии общества, затронувшие институт образования в целом. Данные изменения коснулись и дошкольного образования. Их основа была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию этой сферы. В целях совершенствования образования: воспитания и развития, Детей дошкольного возраста был введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждены Санитарные правила и нормы (СанПин) к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях др. нормативно-правовые акты.


Собираетесь заказать дипломную работу в Новосибирске ? Work5 поможет вам в этом.


Согласно данным документам дошкольные организации могут самостоятельно определять приоритетные направления развития, образовательные программы, виды образовательных услуг, новые формы образовательной деятельности в интересах ребенка, основанные на запросе родителей и потенциале педагогического коллектива. Вместе с тем содержание и формы организации дошкольного образования как первого уровня системы образования в Российской федерации ориентированы на сохранение самоценности детства и поддержку индивидуальности каждого ребенка, что переопределяет возрастающую роль дошкольного образования в развитии всех жизненно-важных процессов в организме и психике ребенка, а также в формировании умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие. «Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе» [11; 136]. Значение сенсорного развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Актуальность исследования сенсорного развития заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений (познает определенные свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств) и восприятия (процесс отражения многих признаков предмета, с которыми он соприкасается). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста нашла отражение в психолого-педагогически исследованиях. В частности, З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. А.В. Запорожец доказал, что через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. Указанные исследования позволили выдвинуть проблему сенсорноперцептивного развития детей на приоритетное место. Особый пласт научных работ посвящен сенсорному воспитанию, которое неразрывно связано с развитием сенсорной сферы детей. Так, Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, И. Песталоцци разработали подходы и методики для сенсорного воспитания дошкольников. Но проблема сенсорного воспитания не является до конца решенной, её продолжают изучать и исследовать и в настоящее время. Вместе с тем анализ программно-методических разработок показывает, что сегодня многие авторы недооценивают необходимость сенсорного развития, игнорируя его и предлагая раннее обучение детей взрослым интеллектуальным навыкам. Исходя из данного противоречия проблема исследования состоит в определении форм и содержания педагогической деятельности, обеспечивающей сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста». Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: комплексный подход, обеспечивающих сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация на практике комплексного подхода, обеспечивающих сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности будет эффективным, если: – разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности; – включены родители в работу по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 2. Изучить особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста 3. Провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста 4. Разработать упражнения по развитию сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 5. Провести повторную диагностику − охарактеризовать развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста; − изучить специфику игровой деятельности, ее значение для сенсорного развития дошкольников; − проанализировать методические разработки по вопросам развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста; − разработать и апробировать на практике комплект дидактических игр, направленных на развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме сенсорного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.). Методы исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; качественный и количественный анализ полученных данных. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МКДОУ Обуховский детский сад №2 в группе детей четвертого года жизни с участием 10 детей. Структура ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Читать дальше
Развитие сенсорных способностей это развитие чувственного понимания и формирование объективных представлений о свойствах предметов у ребенка: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Способности ребенка к сенситизации и восприятию окружающего мира начинаются с познания, что является главным в развитии интеллектуальных характеристик индивида. За несколько десятилетий был создан стандарт системы мерок, с которыми ребенок может сопоставить любое свойство воспринимаемого предмета и дать ему должное определение. Разувитие сенсорных способностей на раннем этапе детства должно происходить постоянно и систематически, это было доказано экспериментально и подтвеждено теоретическим анализом. Содержание, приемы и методы развития сенсорных способностей должны учитывать возрастные особенности детей. Результаты исследования на этапе констатации показали, что у детей 2-3 лет преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей: они имеют низкий уровень практической ориентировки в признаках предметов, низкий уровень развития тактильного и слухового восприятия. Существует необходимость развивающей работы, организация и реализация которой осуществлялась на этапе формирования. На этапе формирования для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет посредством предметно-игровой деятельности был разработан комплекс занятий с применением предметно-игровой деятельности. В работу также были включены родители детей 2-3 лет. Для них была разработаны и проведены консультации на соответствующую тематику. Анализ результатов на контрольном этапе исследования показал: уровень развития сенсорных способностей у детей экспериментальной группы вырос по сравнению с констатирующим этапом исследования, это свидетельствует о положительном воздействии проведенной работы по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно- игровой деятельности. Таким образом, цель нашего исследования и задачи достигнуты. Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности будет эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности; включены родители в работу по развитию сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности, подтвердилась.
Читать дальше
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20. 2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 2018. – 144 с. 3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 2013. – 95 с. 4. Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. 5. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред.Л.А.Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015. с.213-238 6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. –315 с. 7. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 2013 г. 8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с. 9. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352 с. 10. Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783. 55 1 11. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416 с. 12. Коменский Я.А. Изб. Произ. Форматориум материнской школы т. 2, Братислава, 1957. – с. 152. 13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. М.: Педагогика, 2014. – с. 809. 14. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. — 713 с. 16. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. 17. Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 52- 59. 18. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176 с. 19. Балясная Л.В. Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] // Новостной образовательный портал «Образование сегодня» URL: http://lomonpansion.com/articles_2_3593.html (дата обращения 14.08.2021). 20. Волкова М. особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал 21. Головаченко Г.В. Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] // Сайт для воспитателей детских садов // Дошколенок.ру URL: https://dohcolonoc.ru/cons/1047-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-sensornoerazvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 14.08.2021). 22. Кленкова Г. Методическая разработка по сенсорному воспитанию [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskajarazrabotka-po-sensornomu-vospitaniyu-674632.html (дата обращения 14.08.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Античная религия в поэмах Горация
Количество страниц:
19
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Содержание, особенности и специфика кредитного договора
Количество страниц:
50
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Завоевания арабов в VII-VIII вв. нашей эры
Количество страниц:
33
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История Средних веков
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image