Собираетесь заказать дипломную работу в Новосибирске ? Work5 поможет вам в этом.
Согласно данным документам дошкольные организации могут самостоятельно определять приоритетные направления развития, образовательные программы, виды образовательных услуг, новые формы образовательной деятельности в интересах ребенка, основанные на запросе родителей и потенциале педагогического коллектива. Вместе с тем содержание и формы организации дошкольного образования как первого уровня системы образования в Российской федерации ориентированы на сохранение самоценности детства и поддержку индивидуальности каждого ребенка, что переопределяет возрастающую роль дошкольного образования в развитии всех жизненно-важных процессов в организме и психике ребенка, а также в формировании умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие. «Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе» [11; 136]. Значение сенсорного развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Актуальность исследования сенсорного развития заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений (познает определенные свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств) и восприятия (процесс отражения многих признаков предмета, с которыми он соприкасается). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста нашла отражение в психолого-педагогически исследованиях. В частности, З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. А.В. Запорожец доказал, что через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. Указанные исследования позволили выдвинуть проблему сенсорноперцептивного развития детей на приоритетное место. Особый пласт научных работ посвящен сенсорному воспитанию, которое неразрывно связано с развитием сенсорной сферы детей. Так, Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, И. Песталоцци разработали подходы и методики для сенсорного воспитания дошкольников. Но проблема сенсорного воспитания не является до конца решенной, её продолжают изучать и исследовать и в настоящее время. Вместе с тем анализ программно-методических разработок показывает, что сегодня многие авторы недооценивают необходимость сенсорного развития, игнорируя его и предлагая раннее обучение детей взрослым интеллектуальным навыкам. Исходя из данного противоречия проблема исследования состоит в определении форм и содержания педагогической деятельности, обеспечивающей сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста». Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: комплексный подход, обеспечивающих сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация на практике комплексного подхода, обеспечивающих сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности будет эффективным, если: – разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности; – включены родители в работу по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 2. Изучить особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста 3. Провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста 4. Разработать упражнения по развитию сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста 5. Провести повторную диагностику − охарактеризовать развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста; − изучить специфику игровой деятельности, ее значение для сенсорного развития дошкольников; − проанализировать методические разработки по вопросам развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста; − разработать и апробировать на практике комплект дидактических игр, направленных на развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме сенсорного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.). Методы исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; качественный и количественный анализ полученных данных. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МКДОУ Обуховский детский сад №2 в группе детей четвертого года жизни с участием 10 детей. Структура ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.