Собираетесь заказать дипломную работу ? Work5 поможет вам в этом.
.н. «священная война» против неверных не входила в состав обязанностей истинного мусульманина и выступала волевым решением главы государства. В Коране (2:190) остались слова Мохаммеда, обращённые им к своим соратникам в долине Худайбийа (628): «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не нападайте первыми. Воистину, не любит Господь нападающих первыми» . Итак, пророк изначально был против агрессивных войн, призывая ограничиться только обороной своих земель. Но его последователи решили иначе. В подтверждении е сказанного заметим, что список обязанностей истинного мусульманин, приведённый в Коране, не содержит обязательства участвовать в войне во имя Аллаха (2:177; 25:63, 64, 67, 68). Все попытки объявить джихад священной обязанностью мусульманина, пропагандируемые в середине VII в. хариджитами, не пользовались общественной поддержкой и остались догматом только этой секты. Но перед нами встаёт пример арабских захватнических войн VII–VIII вв. Каноническое оправдание для расширения области распространения исламской религии и обращения в неё других народов возникло уже у сподвижников Мохаммеда уже после его кончины, когда четыре законных с точки зрения мусульманской уммы халифа - Абу Бакр, Омар, Осман и Али (632–661) начали широкомасштабное наступление за пределы Аравийского полуострова. Причём в обоснование этих захватнических походов приводились слова пророка, зачастую неверно истолкованные, а то и просто выдуманные. Но неграмотные кочевники- бедуины под влиянием этих проповедей стали полагать, что насильственное распространение ислама является богоугодным делом. В соответствии с доктриной ислама, проповедуемой Мохаммедом, джихад мог быть начать только при наступлении строго ограниченных обстоятельств: если на исламское государство нападал сильный и иноверный враг, стремящийся покорить земли, населённые мусульманами; или же в качестве ответной меры на притеснения и гибель мусульман диаспоры в других государствах. Но, даже начав завоевательные походы, сподвижники Мохаммеда не стремились к насильственному распространению ислама. «Если провинция или народ признают тебя, – наставлял одного из своих наместников Абу Бекр, – то заключи с ними соглашение и держи свое обещание. Пусть они руководствуются своими законами и установленными обычаями, собирай с них дань так, как договоришься с ними. Оставь им их религию и землю» . Перед походом на Сирию в 634 г. Абу Бекр следующим образом инструктировал ополчение мусульман: «никого не обманывайте и не крадите; не поступайте вероломно; не увечьте и не умерщвляйте детей, стариков и жен; не сдирайте коры с пальм и не жгите ее; не рубите плодовые деревья; не уничтожайте посевы; не умерщвляйте овец, быков, верблюдов сверх того, что понадобится для поддержания жизни. Когда встретитесь с отшельниками, не трогайте их» . Актуальность исследования определяется тем, что многие проблемы причин начала и периодизации завоеваний арабского халифата до сих пор являются предметом научных дискуссий. Своеобразие становления властных и общественных отношений, переход от язычества к исламу, введение ислама в качестве государственноустанавливающей религии – эти проблемы ещё требуют своего непротиворечивого объяснения. Объектом исследования является Арабский халифат VII-VIII вв. Предмет исследования – начало и расширение географии арабских завоеваний Методы исследования - проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, системный. Цель исследования – проследить этапы арабской экспансии за пределы Аравийского полуострова в её историческом развитии. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Выявить причины начала завоевательных походов; 2. Показать значение завоеваний халифата. Практическая значимость. Работа может быть использована при работе студентами направлений подготовки «Введение в теорию межкультурной коммуникации», а также в качестве дополнительного материала на лекциях, конференциях и семинарах. Структура работы. Данная работа содержит введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.