В заключении анализа следует отметить, что предусмотренный законом об ОРД перечень обязанностей не исчерпывается только анализируемой статьей 14, в других статьях также содержатся иные обязанности оперативно-розыскных органов, например, такие как:
— обязанность обеспечивать соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);
— не допускать осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом (ч. 2 ст. 5);
— доказывать обоснованность отказа в предоставлении лицу, которое обратилось с жалобой на нарушение его прав, сведений, в том числе в полном объеме (ч. 4 ст. 5);
— представлять судье по его требованию оперативно-служебные документы (ч. 5 ст. 5);
— уведомлять суд (судью) в течение 24 часов о начале неотложного проведения ОРМ, требующих судебной санкции; в течение 48 часов с момента начала проведения такого ОРМ получить судебные решения или прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);
— представлять суду (судье) прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, необходимые сведения (п. 4 ст. 12);
— принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, равно членов их семей и близких (п. 3 ст. 18);
— представлять прокурору, осуществляющему надзор за исполнением Федерального закона об ОРД, оперативно-служебные документы и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 21).
Следует добавить, что более подробно обязанности органов, осуществляющих ОРД, могут быть также закреплены в различных подзаконных и ведомственных нормативных актах, возлагающих на правоохранительные органы обеспечение практической реализации задач ОРД.
Таким образом, подводя итог рассуждениям в отношении одной из составляющих компетенции органов, осуществляющих ОРД, в части исполнения их обязанностей, можно сделать вывод об отсутствии единой системы обязанностей, что вызывает на практике немало правовых проблем. Причинами указанных недостатков, по нашему мнению, могут являться значительное количество бланкетных норм, которые не всегда согласуются между собой, а также других норм, оказывающих влияние на ОРД, но не учитывающих ее специфику.
Рассмотренные правовые проблемы, обусловленные пробелами в оперативно-розыскном законодательстве, не смотря на достаточную их глубокую научную проработку, все таки требуют дополнительного осмысления и анализа учеными и практиками для выработки предложений по совершенствованию закона об ОРД в целях более детальной регламентации компетенции органов, осуществляющих ОРД, в части реализации своих обязанностей. Среди первоочередных вопросов обязанностей, требующих дополнительного научного рассмотрения, и, возможно, последующего более конкретного регулирования и дополнения в закон об ОРД или подзаконные (ведомственные) нормативные акты, могут быть следующие:
1. Соблюдение баланса при защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны и обеспечению безопасности общества и государства с другой.
2. Определение сроков исполнения поручений органом, осуществляющим ОРД.
3. Расширение международного сотрудничества с иностранными государствами, независимо от политической предвзятости, предубежденности в розыске аресте и передаче лиц, подозреваемых, обвиняемых или уже осужденных по особо тяжким преступлениям против личности, общественной безопасности, здоровья населения и другим.
4. Возможности совершенствования межведомственного взаимодействия, в том числе взаимного обмена информацией и помощи соответствующими силами и средствами при соблюдении мер конспирации.
5. Соблюдение требований защиты конфиденциальной информации при получении информации от других органов, осуществляющих ОРД.
6. Соблюдение правил конспирации при размещении в сети Интернет, в первую очередь в социальных сетях, персональных данных сотрудников правоохранительных органов. Порядок изъятия случайно попавших в Интернет сведений, возможно раскрывающих конфиденциальную информацию.
7. Обеспечение собственной безопасности сотрудников, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, при нынешних обстоятельствах. Применение мер государственной защиты, отвечающих реалиям современного мира, в том числе в условиях глобализации информационного пространства, свободного и быстрого поиска в нем интересуемых данных.