Введение 3 1. Причины и пути переселения старообрядческих общин на дальний Восток 11 1.1. Причины миграции старообрядцев на Дальний Восток 11 1.2. Пути переселения старообрядческих общин на дальний Восток 13 2. Хозяйственное освоение Дальнего Востока старообрядцами 25 2.1. Основные поселения Дальнего Востока 25 2.2. Старообрядцы среди казаков 36 Заключение 44 Список литературы 49

Миграция (переселение) старообрядцев на Дальний Восток

курсовая работа
Искусство
50 страниц
57% уникальность
2021 год
39 просмотров
Анна Г.
Эксперт по предмету «История религии»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Причины и пути переселения старообрядческих общин на дальний Восток 11 1.1. Причины миграции старообрядцев на Дальний Восток 11 1.2. Пути переселения старообрядческих общин на дальний Восток 13 2. Хозяйственное освоение Дальнего Востока старообрядцами 25 2.1. Основные поселения Дальнего Востока 25 2.2. Старообрядцы среди казаков 36 Заключение 44 Список литературы 49
Читать дальше
Актуальность исследования. В России в последние десятилетия XXI века также вырос интерес к географическим окраинам своей страны, как на уровне государства, с их программами освоения и заселения Дальнего Востока, так и со стороны общественности, поэтому очень важен опыт предыдущих первопоселенцев данного края. Основной пласт переселенцев составляли казаки и крестьяне, среди которых большинство были староверами.


Поторопитесь заказать решение задач в Краснодаре , пока нет дедлайнов.


. Старообрядчество - уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию. Тем не менее, культурологическая область знания до сих пор не располагает целостным исследованием старообрядчества как культурного феномена. Данная курсовая работа может рассматриваться в качестве одного из фрагментов такого исследования. Объектом данной курсовой работы является старообрядчество Дальнего Востока. Предметом исследования являются пути переселения старообрядцев на Дальний Восток в общей миграции казачества и крестьянства. Хронологические рамки работы охватывают вторую половину XIXвека первое десятилетие XX века. Верхняя граница — появление первых казачих поселений на дальневосточных рубежах, а значит и появление старообрядческих общин в дданном регионе. Нижняя граница - обусловлены сменой власти в стране, изменением форм собственности и идеологии после революции 1917г. Территориальные рамки включают юг Дальнего Востока России: территории современных Еврейской автономной и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев. Именно в этой местности, наиболее пригодной среди других территорий Дальневосточного региона для традиционных занятий русских — земледелия и животноводства, сосредоточились русские крестьяне – первонасельники и казакм-пионеры. Цель данной работы — изучение миграции старообрядцев на юг Дальнего Востока России. Для реализации заявленной цели предполагается решить следующие задачи: - выявить причины переселения старообрядцев на Дальний Восток; - установить этапы и пути миграций русских крестьян и казаков, в первую очередь старообрядцев, на юг Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX в.; - проследить хозяйственную адаптацию староверов на Дальнем Востоке. Методы исследования. В ходе работы с источниками в целях воссоздания целостной картины на данном отрезке исторической реальности были применены общенаучные методы — анализ и синтез, дедукция и индукция. Среди конкретно-исторических методов важное место отводится историко-генетическому, с помощью которого были последовательно раскрыты качественные изменения в положении старообрядческих общин по мере разрушения и исчезновения большей их части. Историко-сравнительный метод применялся для сопоставления старообрядчества с положением другой ветви православия - РПЦ, а также при характеристике отдельных старообрядческих согласий и толков. Использование историко-системного метода позволило рассмотреть различные составляющие жизнедеятельности старообрядческих общин - конфессиональную, экономическую и политическую, - в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Историография. Проблеме старообрядчества посвящено множество работ; в данной курсовой работе использовались труды, касающихся, прежде всего, старообрядчества Дальнего Востока. Чрезвычайно важными для нашей темы являются исследования таких ученых как А.А. Кауфмана , Г.Е. Грум-Гржимайло , А.В. Кириллова 6, Г.П. Михайлова , В.К. Арсеньева , касающиеся Дальнего Востока России и дальневосточного старообрядчества. В своих публикациях эти авторы анализируют процесс заселения Дальнего Востока России различными конфессиональными группами. Дальневосточная историография 50-х годов XXв. показывает, что большинство религиоведческих исследований носило разоблачительный характер, зачастую ограничиваясь характеристикой контрреволюционной ииной негативной деятельности религиозных организаций на Дальнем Востоке. Такой идеологической позиции придерживалась Н.М. Балалаева, сферой исследовательского интереса которой была история дальневосточного сектантства и его особенности . При этом публикации Н.М. Балалаевой содержат немало ценного конкретно-исторического материала. Основная масса научных работ о старообрядцах Приамурья представлена в форме научных статей в сборниках конференций. Старообрядческая культура, книжная традиция, история отдельных согласий, роль старообрядцев в хозяйственном освоении регионов России, их деятельность — эти и другие проблемы раскрыты на страницах сборников «Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки» (Новосибирск, 1992), «Старообрядчество: история, культура и современность» (Москва, 1997), «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность: местные традиции, русские зарубежные связи» (Улан-Удэ, 2001); сборник статей «Христианство на Дальнем Востоке» также включает в себя блок, посвященный старообрядчеству. В.В. Кобко в своих публикациях реконструирует процесс заселения Дальнего Востока, развитие религиозной жизни в период индустриализации . На современном этапе исследования старообрядчества можно выделить множество работ, преимущественно статей, посвященных культуре, быту, хозяйству и традициям староверов. К ним относятся публикации JI.B. Кирпиковой, И.В. Поздеевой, С.Е. Никитина, Г.Н. Чагина и других исследователей. Специалистом в изучении старообрядцев-семейских является Ф.Ф. Болонев . В своих работах он описывает своеобразие культуры, быта, одежды, говора, мировоззрения старообрядцев (семейских) Забайкалья, поднимает вопросы о значении Церкви в народной жизни старообрядцев Забайкалья, о старообрядческих купцах-меценатах, подвижниках русской культуры, о современном состоянии старообрядчества в Бурятии. Значительный вклад в исследование традиционализма старообрядческих общин внес философ М.О. Шахов . По его мнению, древлеправославие является традиционалистическим «ответом» на секуляризационный «вызов» европейского модерна. Согласно Шахову, духовное наследие староверов является примером хранения традиционно-православной идентичности в условиях модернистского нивелирования почвеннических ценностей. В своих работах Шахов исследует религиозно-философское содержание старообрядческого мировоззрения. Анализируя тексты старообрядческих сочинений, он стремится показать, что старообрядчество является адекватной реакцией традиции православного мировоззрения на произведенное никоновской реформой XVII в. насилие, угрожавшее искажением имманентных основ этого мировоззрения. Проблема старообрядчества находит свое отражение в кандидатских и докторских диссертациях современных исследователей. Старообрядцам Дальнего Востока посвящена монография Ю.В. Аргудяевой , наиболее крупного специалиста по данной теме, а также ряд других, ее публикаций. В своих исследованиях Ю.В. Аргудяева на обширном материале полевых и архивных исследований рассматривает старообрядчество в рамках этнической и региональной истории. Большое внимание уделяется изучению истории заселения староверами Дальнего Востока, судьбам отдельных семей, поселений, функционированию староверческих общин, их бытовому укладу, национальным традициям в хозяйственной деятельности и многим другим важным сторонам жизнедеятельности. Ряд ценных публикаций Ю.В. Аргудяевой посвящен о старообрядческим общинам Маньчжурии. Несмотря на достаточно обширную литературу, посвященную теоретическим и конкретно-историческим аспектам старообрядчества, ряд существенных для религиоведения проблем остались не исследованными и малоизученными. На современном этапе в научной литературе нет комплексных религиоведческих исследований, посвященных старообрядчеству Дальнего Востока. Источниковедческая база исследования. Для решения поставленных задач привлечен широкий круг источников. Во-первых, это законодательные акты, которые регулировали жизнь населения и функционирование семьи, регламентировали деятельность и положение вероисповеданий в России, в том числе старообрядчества. Во-вторых, статистические материалы, позволившие составить представление о населении отдельных старообрядческих деревень, а также опубликованные материалы Всероссийской переписи 1897 г., переписей последующих лет и данные статистического учета, в которых содержатся сведения о численности и распределении старообрядческого населения в Амурской и Приморской областей . К ним относятся и сведения административно-полицейского учета, Переселенческого управления и собранные с помощью церковного учета (исповедальные росписи, клировые ведомости и др.). Однако, со времени раскола в Православной церкви, преследованием со стороны официально признанного православия и государственной власти инако-верующих, и особенно сектантов и старообрядцев, последние вынуждены были скрывать свою религиозную ориентацию, записываясь в "ходаческих" и переселенческих документах, при составлении различных посемейных списков и во время переписей православными. Определение численного состава старообрядцев затруднялось и тем обстоятельством, что в официальной статистике, вплоть до принятия 17 апреля 1905 г. Указа "Об укреплении начал веротерпимости" старообрядчество и сектанство нередко объединялось под одним наименованием — "раскол". Иногда в одной и той же официальной статистической ведомости можно было обнаружить термины "раскольники", "старообрядцы", "раскольники-австрийцы", "беспоповцы", "приемлющие священство" и т.п.; иногда старообрядцев записывали в сектанты . Источниками являются и отчеты священников дальневосточных архипастырей Святейшему Синоду, которые содержат не только сведения о жизни православных Камчатской (в 1899 г. разделившейся на Благовещенскую и Владивостокскую) епархии, но и о деятельности старообрядческих общин, об отношениях между верующими, о переходах в православие и из православия, о брачных контактах между старообрядцами и "никонианами", заметки о быте старообрядцев, их расселении, превалировании тех или иных толков и согласий в отдельных деревнях и др. Хозяйственно-экономические подворные обследования, осуществленные местными статистическими комитетами и земскими организациями, проводившиеся с разными целями позволяют проследить динамику переселений крестьянства. Важным источником является литература, издаваемая староверами («Русь православная», «Преосвященный Иосиф» и др.) и местной РПЦ (в 1894-1899 г. "Камчатские епархиальные ведомости" (г.Благовещенск), 1899-1917 гг. —"Благовещенские епархиальные ведомости" и "Владивостокские епархиальные ведомости"). Источником для изучения данной темы служат центральные и местные газеты и журналы: из центральных это "Вестник Европы", "Русская мысль" и др., из дальневосточных — " Приамурские ведомости", "Дальний Восток", "Восточное обозрение", "Амурская газета", "Амурский край" и др. Они публиковали хронику событий, письма и телеграммы крестьян, медиков и различных чиновников, сопровождавших переселенческие партии, различный статистический материал по переселению и хозяйственной жизни крестьян и др., информировали читателей о правительственных законодательных актах и правилах о переселении и др. Там же можно найти статьи известных краеведов и исследователей Дальнего Востока о переселении, хозяйственной и бытовой жизни, традициях, принесенных в Дальневосточный регион из родных мест и др. Анализ публикаций из периодических изданий позволил узнать о географии расселения крестьян и казаков, в том числе старообрядцев, по региону, получить общее представление о трудностях переселения, особенностях адаптации. В целом вся совокупность использованных источников помогла выявить причинно-следственные связи, произвести сравнительно-историческое сопоставление, рассмотреть старообрядческое население как основного носителя Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Читать дальше
Дальневосточные старообрядцы сформировались переселением сюда в середине XIX века. - первая четверть ХХ века. Крестьянские старообрядцы и казаки из Сибири и внутренних губерний Российской империи, а также за счет иммигрировавших иностранных старообрядцев из Австрии, Румынии, Турции. На Дальнем Востоке старообрядцы основали множество поселений, многие из которых впоследствии исчезли. Количество старообрядцев в регионе зависело от миграционной политики государства. В количественном отношении старообрядцев-беспоповцев больше, чем старообрядцев священнического направления на протяжении всего периода. Исследование показало, что в старообрядческом священническом руководстве существуют не только действенные механизмы сохранения традиций, но и возможности адаптации традиционного образа жизни к условиям современного общества. В беспоповецкой старообрядческой общине традиционный уклад жизни менее устойчив. В условиях секуляризации современного мира старообрядческие беспоповцы во многом утратили отлаженные системы передачи религиозных традиций. Распространение их религиозного образа жизни постепенно сокращается, поскольку молодые люди отказываются от религии и покидают маковые деревни, а те, кто остаются, не постятся, пьют алкоголь, курят и сами признают, что они больше не являются полноправными носителями старых без попа. верующие Традиции. Традиционализм старообрядческих общин выполняет жизненно важные функции по их сохранению. Но жесткий традиционализм старообрядцев может способствовать их распаду, и в этом случае религия является фактором социального конфликта. При определенных социально-политических условиях религиозно-традиционалистские взгляды старообрядцев могут выступать в качестве негативного фактора, приносящего больше конфликтов, чем интеграции и стабильности. Напротив, растворяющийся конфликт объединяет и усиливает противоборствующие стороны, мобилизующие все свои силы для борьбы с «чужим». Таким образом, религиозно-традиционалистские установки старообрядцев как фактор социальных конфликтов также выполняют интегрирующую функцию в определенных групповых рамках в своей дисфункциональной части. С нашей точки зрения, старообрядческое движение по своим идеологическим стратегиям и практикам самосохранения лучше всего можно понять как специфическую этнорелигиозную форму культурного национализма. Традиционализм и национализм действуют как эффективные мотивации, которые мешают группе аккультурироваться и интегрироваться в новую социальную или чужую культурную среду. Традиционализм старообрядческих групп акцентировал националистические идеи в их менталитете и помогал противостоять влиянию внешних факторов, оказывающих на них давление. В то же время такие обстоятельства, как преследования со стороны официальной церкви и государства, стимулировали интегрирующую функцию религии и обострили понятие «мы» и «враги». Стремление сохранить свои национальные традиции было основным мотивом внутреннего переселения старообрядцев и их переселения в Маньчжурию и за границу. Проблема сохранения религиозной идентичности, несомненно, связана с проблемой традиционализма и национализма. По отношению к неэтническому обществу идентичность старообрядцев основывалась на их культурном национализме, на идее о высшей ценности русской религиозности, русского православия и русской культуры. Религиозная идентичность старообрядцев возникает прежде всего в процессе взаимодействия религиозной группы с неконфессиональными обществами. Становление и сохранение религиозной идентичности старообрядцев происходило не только в России, но и в Китае, где старообрядцы объединились благодаря драматическим историческим изменениям в России - революции, эмиграции, коллективизации, атеизации и т. д. За пределами своей страны проблема сохранения своей культуры, религии и традиций стала для них особенно острой. В незнакомой среде, которая оказывала сильное давление на старообрядцев, традиционализм, культурный национализм и религиозная идентичность стали важнейшими факторами выживания и самосохранения общин. Существование чуждой религиозной традиции и осознание своей отчужденности от «своей» традиции стало еще одним существенным фактором, определяющим воспроизводство религиозной идентичности старообрядцев. По нашему мнению, старообрядческие общины имеют, по сравнению со многими другими религиозными общинами, явную тенденцию к сохранению своей религиозной идентичности. Эта тенденция в основном объясняется тем, что религиозные группы, которые в меньшей степени не испытывают какого-либо подавления или ущемления своих религиозных прав, задаются вопросом о религиозной идентичности и религиозности как таковой. В среде старообрядцев, испытавших угрозу своему жизнедеятельности на протяжении своей истории, а также в связи с острой нестабильностью окружающего мира, присущей сознанию старообрядцев, возникает особый интерес. в их «корнях» всегда резко подчеркивалась. Поиск стабильности в прошлом и стремление укорениться в нем играют роль важного фактора самосохранения для старообрядцев. Общины старообрядцев веками пытались противостоять ассимиляции и сохранить свою религиозную идентичность. На территории Амурской области сложились 2 ветви старообрядцев: священники и беспоповцы. Мы наблюдаем разные тенденции развития старообрядчества в этих сферах. В непопулярной форме старообрядческих церквей тенденции могут идти в двух направлениях - либо безлюдные церкви исчезнут, как это было с апрельским старообрядческим храмом, либо (самый оптимальный вариант) присоединятся к Белокриницкой старообрядческой иерархии и продолжают свое развитие в соответствии с церковной иерархией. А старообрядцы священнического направления набирают обороты в своем развитии, и если внутренний кризис РПЦЦ будет успешно разрешен, у старообрядцев Белокриницкой иерархии появится возможность улучшить свою церковь не только духовно, но и с точки зрения инфраструктуры. Общины старообрядцев руководствуются сохранением своих традиционных укладов и ценностей, своей культуры, своих религиозных традиций, своего исторического прошлого, своей культурной самобытности и своей религиозной самобытности. Однако их отличия в том, что священники-старообрядцы одновременно используют определенные механизмы для сохранения традиционализма своих приходов, тогда как в приходе старообрядческих беспоповцев такие механизмы отсутствуют или проявляются в латентном состоянии. В результате этого и некоторых других обстоятельств исчезают старообрядцы беспоповского стиля. Следует отметить, что, хотя старообрядцы сохраняют свои традиционные религиозные взгляды и верования, это лишь часть их еще более сложной традиции. На наш взгляд, полностью сохранить или возродить традицию невозможно. Древнюю традицию веры не следует возрождать, не восстанавливать искусственно, а развивать дальше. Древняя вера - неотъемлемая часть русской национальной и православной культуры. Изучение истории, традиций и вероучения старообрядцев необходимо для адекватного понимания этого религиозного движения, причин его возникновения, распространения и дальнейших перспектив существования в России. Старообрядцы Дальнего Востока были одним из основных направлений развития русской народной культуры в исследуемый период. Среди его последователей сохранилось исконно национально-русское начало, которое они свято хранили и передавали из поколения в поколение. Это сыграло большую роль в развитии национальной идентичности, в сохранении веры и культуры, это странное отрицание сохранило страстное стремление к истине, глубокое недовольство реальностью миграционных процессов крестьян и казаков в этот регион. Старообрядцы стали частью сельского населения и поначалу часто становились пионерами на волне колонизации. Несмотря на то, что произошел отход от раскола на Православие, количество старообрядцев за исследуемый период увеличилось. Это разнородная социальная группа, которая, несмотря на особый контроль со стороны государства, смогла не только сохранить себя, но и размножиться.
Читать дальше
1. Аргудяева Ю.В. Проблемы этнической истории восточных славян Приморья и Приамурья // Славяне на Дальнем Востоке: пробл. истории и культуры. Докл. и сооб. науч. конф. 7-8 октября 1993 г. Южно-Сахалинск - Южно-Сахалинск, 1994. - С. 19-28. 2. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России / IO.B. Аргудяева. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000.-365 с. 3. Аргудяева Ю.В. Эмиграция старообрядцев Приморья в Маньчжурию // Религиоведение. -2005. - №4. - С. 44-56. 4. Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. Владивосток. 1961. - 520 с. 5. Балалаева Н.М. О борьбе религиозного сектантства против колхозного движения на ДВ СССР // Из истории борьбы за советскую власть и социалистическое строительство на Дальнем Востоке. - Хабаровск, 1965,- С.110-128. 6. Беспоповцы// Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря/ Сост. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. М.: Церковь, 1996. – 154 с. 7. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья / Ф.Ф. Болонев. - Новосибирск: Наука, 1978.- 158 с. 8. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII -XX вв. M.: ДИК, 2004. - 352 с 9. Венюков М. И. «Путешествия по Приамурью, Китаю, Японии»: Хабаровск:1970г: С 95 10. Грум-ГржимаГию Г.Е. Описание Амурской области. СПб., 1894 - 640 с. 11. Кауфман А А. По новым местам: Очерки и путевые заметки 1901-1903.- СПб, 1905. 12. Керов В.В. Община и хозяин: Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества// Старообрядецъ/ Ред. Рудаков С.В. Нижний Новгород. 2001, №23. - С. 1, 6 13. Кириллов А.В. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей. 1894,- 543 с. 14. Кобко В.В. Следственные материалы как источник по истории старообрядчества Приамурья // Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы: матер. 1-й Дальневост. науч. Практ. 2014. – 145 с. 15. Кремлёва И.А. Старообрядчество// Русские: Энциклопедия/ Ред.: Александров В.А., Полищук Н.С. М.: Наука, 1997. - С. 630–728 16. Максимов С. В. «Сибирь и каторга». 2016. - С 322 17. Михайлов Г.П. Староверы как колонизаторы Уссурийского края // Сибирские вопросы. 1905.-№1 - С. 247-258. 18. Панкратов А.В. От востока направо: История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000. – 145 с. 19. Шахов М.О. Философские идеи в старообрядчестве // История русской философии: учебник / Под ред. М.А. Маслина. М., 2008. – 185 с. 20. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. M.: Третий Рим, 1995. - 208 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Профилактика и коррекция эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
реферат
Минералы
Количество страниц:
13
Оригинальность:
22%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Инженерная геология
курсовая работа
Атрибутивные словосочетания как эффективное средство информации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image