Поторопитесь заказать решение задач в Краснодаре , пока нет дедлайнов.
. Старообрядчество - уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию. Тем не менее, культурологическая область знания до сих пор не располагает целостным исследованием старообрядчества как культурного феномена. Данная курсовая работа может рассматриваться в качестве одного из фрагментов такого исследования. Объектом данной курсовой работы является старообрядчество Дальнего Востока. Предметом исследования являются пути переселения старообрядцев на Дальний Восток в общей миграции казачества и крестьянства. Хронологические рамки работы охватывают вторую половину XIXвека первое десятилетие XX века. Верхняя граница — появление первых казачих поселений на дальневосточных рубежах, а значит и появление старообрядческих общин в дданном регионе. Нижняя граница - обусловлены сменой власти в стране, изменением форм собственности и идеологии после революции 1917г. Территориальные рамки включают юг Дальнего Востока России: территории современных Еврейской автономной и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев. Именно в этой местности, наиболее пригодной среди других территорий Дальневосточного региона для традиционных занятий русских — земледелия и животноводства, сосредоточились русские крестьяне – первонасельники и казакм-пионеры. Цель данной работы — изучение миграции старообрядцев на юг Дальнего Востока России. Для реализации заявленной цели предполагается решить следующие задачи: - выявить причины переселения старообрядцев на Дальний Восток; - установить этапы и пути миграций русских крестьян и казаков, в первую очередь старообрядцев, на юг Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX в.; - проследить хозяйственную адаптацию староверов на Дальнем Востоке. Методы исследования. В ходе работы с источниками в целях воссоздания целостной картины на данном отрезке исторической реальности были применены общенаучные методы — анализ и синтез, дедукция и индукция. Среди конкретно-исторических методов важное место отводится историко-генетическому, с помощью которого были последовательно раскрыты качественные изменения в положении старообрядческих общин по мере разрушения и исчезновения большей их части. Историко-сравнительный метод применялся для сопоставления старообрядчества с положением другой ветви православия - РПЦ, а также при характеристике отдельных старообрядческих согласий и толков. Использование историко-системного метода позволило рассмотреть различные составляющие жизнедеятельности старообрядческих общин - конфессиональную, экономическую и политическую, - в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Историография. Проблеме старообрядчества посвящено множество работ; в данной курсовой работе использовались труды, касающихся, прежде всего, старообрядчества Дальнего Востока. Чрезвычайно важными для нашей темы являются исследования таких ученых как А.А. Кауфмана , Г.Е. Грум-Гржимайло , А.В. Кириллова 6, Г.П. Михайлова , В.К. Арсеньева , касающиеся Дальнего Востока России и дальневосточного старообрядчества. В своих публикациях эти авторы анализируют процесс заселения Дальнего Востока России различными конфессиональными группами. Дальневосточная историография 50-х годов XXв. показывает, что большинство религиоведческих исследований носило разоблачительный характер, зачастую ограничиваясь характеристикой контрреволюционной ииной негативной деятельности религиозных организаций на Дальнем Востоке. Такой идеологической позиции придерживалась Н.М. Балалаева, сферой исследовательского интереса которой была история дальневосточного сектантства и его особенности . При этом публикации Н.М. Балалаевой содержат немало ценного конкретно-исторического материала. Основная масса научных работ о старообрядцах Приамурья представлена в форме научных статей в сборниках конференций. Старообрядческая культура, книжная традиция, история отдельных согласий, роль старообрядцев в хозяйственном освоении регионов России, их деятельность — эти и другие проблемы раскрыты на страницах сборников «Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки» (Новосибирск, 1992), «Старообрядчество: история, культура и современность» (Москва, 1997), «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность: местные традиции, русские зарубежные связи» (Улан-Удэ, 2001); сборник статей «Христианство на Дальнем Востоке» также включает в себя блок, посвященный старообрядчеству. В.В. Кобко в своих публикациях реконструирует процесс заселения Дальнего Востока, развитие религиозной жизни в период индустриализации . На современном этапе исследования старообрядчества можно выделить множество работ, преимущественно статей, посвященных культуре, быту, хозяйству и традициям староверов. К ним относятся публикации JI.B. Кирпиковой, И.В. Поздеевой, С.Е. Никитина, Г.Н. Чагина и других исследователей. Специалистом в изучении старообрядцев-семейских является Ф.Ф. Болонев . В своих работах он описывает своеобразие культуры, быта, одежды, говора, мировоззрения старообрядцев (семейских) Забайкалья, поднимает вопросы о значении Церкви в народной жизни старообрядцев Забайкалья, о старообрядческих купцах-меценатах, подвижниках русской культуры, о современном состоянии старообрядчества в Бурятии. Значительный вклад в исследование традиционализма старообрядческих общин внес философ М.О. Шахов . По его мнению, древлеправославие является традиционалистическим «ответом» на секуляризационный «вызов» европейского модерна. Согласно Шахову, духовное наследие староверов является примером хранения традиционно-православной идентичности в условиях модернистского нивелирования почвеннических ценностей. В своих работах Шахов исследует религиозно-философское содержание старообрядческого мировоззрения. Анализируя тексты старообрядческих сочинений, он стремится показать, что старообрядчество является адекватной реакцией традиции православного мировоззрения на произведенное никоновской реформой XVII в. насилие, угрожавшее искажением имманентных основ этого мировоззрения. Проблема старообрядчества находит свое отражение в кандидатских и докторских диссертациях современных исследователей. Старообрядцам Дальнего Востока посвящена монография Ю.В. Аргудяевой , наиболее крупного специалиста по данной теме, а также ряд других, ее публикаций. В своих исследованиях Ю.В. Аргудяева на обширном материале полевых и архивных исследований рассматривает старообрядчество в рамках этнической и региональной истории. Большое внимание уделяется изучению истории заселения староверами Дальнего Востока, судьбам отдельных семей, поселений, функционированию староверческих общин, их бытовому укладу, национальным традициям в хозяйственной деятельности и многим другим важным сторонам жизнедеятельности. Ряд ценных публикаций Ю.В. Аргудяевой посвящен о старообрядческим общинам Маньчжурии. Несмотря на достаточно обширную литературу, посвященную теоретическим и конкретно-историческим аспектам старообрядчества, ряд существенных для религиоведения проблем остались не исследованными и малоизученными. На современном этапе в научной литературе нет комплексных религиоведческих исследований, посвященных старообрядчеству Дальнего Востока. Источниковедческая база исследования. Для решения поставленных задач привлечен широкий круг источников. Во-первых, это законодательные акты, которые регулировали жизнь населения и функционирование семьи, регламентировали деятельность и положение вероисповеданий в России, в том числе старообрядчества. Во-вторых, статистические материалы, позволившие составить представление о населении отдельных старообрядческих деревень, а также опубликованные материалы Всероссийской переписи 1897 г., переписей последующих лет и данные статистического учета, в которых содержатся сведения о численности и распределении старообрядческого населения в Амурской и Приморской областей . К ним относятся и сведения административно-полицейского учета, Переселенческого управления и собранные с помощью церковного учета (исповедальные росписи, клировые ведомости и др.). Однако, со времени раскола в Православной церкви, преследованием со стороны официально признанного православия и государственной власти инако-верующих, и особенно сектантов и старообрядцев, последние вынуждены были скрывать свою религиозную ориентацию, записываясь в "ходаческих" и переселенческих документах, при составлении различных посемейных списков и во время переписей православными. Определение численного состава старообрядцев затруднялось и тем обстоятельством, что в официальной статистике, вплоть до принятия 17 апреля 1905 г. Указа "Об укреплении начал веротерпимости" старообрядчество и сектанство нередко объединялось под одним наименованием — "раскол". Иногда в одной и той же официальной статистической ведомости можно было обнаружить термины "раскольники", "старообрядцы", "раскольники-австрийцы", "беспоповцы", "приемлющие священство" и т.п.; иногда старообрядцев записывали в сектанты . Источниками являются и отчеты священников дальневосточных архипастырей Святейшему Синоду, которые содержат не только сведения о жизни православных Камчатской (в 1899 г. разделившейся на Благовещенскую и Владивостокскую) епархии, но и о деятельности старообрядческих общин, об отношениях между верующими, о переходах в православие и из православия, о брачных контактах между старообрядцами и "никонианами", заметки о быте старообрядцев, их расселении, превалировании тех или иных толков и согласий в отдельных деревнях и др. Хозяйственно-экономические подворные обследования, осуществленные местными статистическими комитетами и земскими организациями, проводившиеся с разными целями позволяют проследить динамику переселений крестьянства. Важным источником является литература, издаваемая староверами («Русь православная», «Преосвященный Иосиф» и др.) и местной РПЦ (в 1894-1899 г. "Камчатские епархиальные ведомости" (г.Благовещенск), 1899-1917 гг. —"Благовещенские епархиальные ведомости" и "Владивостокские епархиальные ведомости"). Источником для изучения данной темы служат центральные и местные газеты и журналы: из центральных это "Вестник Европы", "Русская мысль" и др., из дальневосточных — " Приамурские ведомости", "Дальний Восток", "Восточное обозрение", "Амурская газета", "Амурский край" и др. Они публиковали хронику событий, письма и телеграммы крестьян, медиков и различных чиновников, сопровождавших переселенческие партии, различный статистический материал по переселению и хозяйственной жизни крестьян и др., информировали читателей о правительственных законодательных актах и правилах о переселении и др. Там же можно найти статьи известных краеведов и исследователей Дальнего Востока о переселении, хозяйственной и бытовой жизни, традициях, принесенных в Дальневосточный регион из родных мест и др. Анализ публикаций из периодических изданий позволил узнать о географии расселения крестьян и казаков, в том числе старообрядцев, по региону, получить общее представление о трудностях переселения, особенностях адаптации. В целом вся совокупность использованных источников помогла выявить причинно-следственные связи, произвести сравнительно-историческое сопоставление, рассмотреть старообрядческое население как основного носителя Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.