Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дидактического принципа вариативности и его применения на занятиях 4
1.1 Принцип вариативности в процессе обучения 4
1.2 Традиционные и нетрадиционные виды деятельности на занятиях по русскому языку и литературе 7
Глава 2. Практические аспекты внедрения дидактического принципа вариативности в учебные занятия 12
2.1 Конспект урока для учащихся средней школы по теме «Знаки препинания при обращении» 12
2.2 Конспект урока для учащихся средней школы по теме «Предложения с вводными конструкциями» 18
2.3 Конспект урока для учащихся средней школы по теме «Группы вводных слов по значению» 24
2.4 Выводы по разработке конспектов учебных занятий по русскому языку для учащихся средней школы 28
Заключение 30
Список используемых источников …………………………………….………31
Читать дальше
Реализация дидактического принципа вариативности способствует повышению учебных и личностных компетенций учащихся. Более разнообразные формы занятий не только повысят эффективность усвоения учащимися знаний по изучаемому предмету, но и разовьют такие навыки, как умение интерпретировать материал, умение работать в паре или группе, и т.д.
В рамках данного исследования были выполнены поставленные задачи:
- рассмотрено определение понятия вариативности и его места в дидактических принципах обучения.
- рассмотрены традиционные и нетрадиционные виды уроков и учебной деятельности.
- создать план-конспект занятий по русскому языку, отражающий реализацию принципа вариативности.
Во время подготовки планов-конспектов было выявлено, что принцип вариативности может применяться при подготовке и реализации любого учебного занятия. Частая смена активности способствует большему вовлечению учеников в учебный процесс. Задания, направленные на самостоятельную интерпретацию материала учащимися, могут быть реализованы разными методами – один из учащихся может пробовать себя в роли учителя, или же учащиеся могут разбиться на пары/группы, и работать над заданиями вместе.
Внедрение и реализация принципов вариативности в настоящее время являются важной задачей для преподавателя, которую можно решить в рамках учебного занятия. Такое решение не требует материальных затрат, но требует подготовки и проработки плана занятия заранее.
Читать дальше
1. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959.
2. Баяманова Р.Г. Организация коммуникативного ориентированного урока русского языка. Учебно-методическое пособие. Караганда, 2006.
3. Вишневская Г.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку и литературе как способ развития ключевых компетенций учащихся. // Вестник Таганрогского педагогического института. Издательство: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова. Электронный источник https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17722817
4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
5. Дезорцева Э.С. Cистема работы по развитию речи у школьников 5-8-х классов. // Журнал "Русский язык" (N4/2007). Журнал Издательского дома «Первое сентября». Электронный источник https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200700408
6. Елисеева В.А. Состязательность как эффективный вид деятельности учащихся на уроках русского языка. // Современые аспекты модернизации технологий и содержания общего образования. Сборник материалов. Челябинск, 2016. Электронный источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=27658661
7. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
8. Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982
9. Кошкина Э.Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. - Курск: Просвещение, 1993. - 44 с.
10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001.
11. Культура русской речи и эффективность обучения/Отв. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев.—М., 1996.
12. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник / А.А. Леонтьев. - 4-е изд., испр. - М. ; Academia : Смысл, 2005 - 287 с.
13. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с.50-52
14. Морозова В.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через различные виды творческой деятельности на уроках русского языка. // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. Издательство: МЦНС «Наука и Просвещение». Электронный источник https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36619132
15. Парменова Т.В. Функциональный подход к изучению грамматики в школе. // Журнал "Русский язык" (N24/2002). Журнал Издательского дома «Первое сентября». Электронный источник https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202408
16. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем. - М: 1999.
17. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.Г. Шатова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 253с.
18. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная система обучения: принципы ее построения. - М., 1996.
Читать дальше