Введение……………………………………………………………………...3
1. Особенности традиций преподавания дисциплины «Искусство» и «Мировая Художественная Культура».
1.1. История становления и развития дисциплины «Мировая Художе-ственная Культура» ……………………………………………………………….….5
1.2 Методические особенности преподавания МХК……….……………...6
1.3 Характеристика форм учебных занятий МХК ………….………….…11
2. Инновационные образовательные технологии в преподавании дис-циплины «Мировая Художественная Культура».
2.1 Основные понятия в образовательных технологиях в педагогике …..14
2.2 Анализ методов и практических приёмов в инновационном препо-давании МХК……………………………………………………………………….…16
Заключе-ние………………………………………………………………...…31
Список литерату-ры…………………………………………………………..34
Читать дальше
В данной работе была изучена история становления и развития дисциплины МХК; проанализированы методические особенности преподавания МХК;
охарактеризованы основные формы учебных занятий по МХК; даны определения понятию «образовательные технологии»; проанализированы методы и практические приёмы инновационного преподавания МХК.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. При постоянном повышении стандартов образования, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. Учителя, использующие в образовательной деятельности современные технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются новое содержание, современные подходы, иное право, прогрессивные отношения и поведение, изменение педагогического менталитета. Обычный объем курса МХК не позволяет систематически проводить различные типы уроков, их применение является неконструктивным. Чаще они комбинируются и выступают в качестве этапов урока. В этом случае выбор осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного урока. Так, в педагогическом процессе прогрессивным является сочетание объяснения нового материала и обобщение, практическая работа и повторение пройденного материала, обобщение и самостоятельный контроль усвоения знаний. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования технологий преподавания характеризуются переходом:
– от процесса запоминания к учению как функции умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
– от абстрактной модели знаний к динамически структурированным системам обучения;
– от направленности на усредненного ученика к индивидуальным программам культурного обучения;
– от внешней заинтересованности учения к внутреннему нравственно-волевому развитию.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и структурировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей образовательных структур и научная разработка, практическое обоснование новых идей и технологий.
Перспективным направлением является открытая интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу познания окружающего мира. В этом и есть соприкосновение предметов культурного художественного цикла с другими учебными предметами — природоведением, географией, экологией, математикой. Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира как внешнего, так и внутреннего. Необходимо дать возможность ребенку любого школьного возраста целостно изучать окружающие его предметы в таком виде, в каком они реально существуют в мире, чтобы ребенок на своём уровне усвоил неотделимость одной части познания от другой. В этих условиях преподавателю дисциплины МХК, нельзя держаться только за традиционные методы обучения или увлекаться излишне новациями. Необходимо соблюдать оптимальный баланс в соотношении традиционного и инновационного методов обучения. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного материала достижений образовательных технологий.
Также, немаловажным является факт, что новые методы преподавания в современной школе требуют от педагога высокого уровня компетенции в его профессиональной области. Учитель должен идти в ногу со временем и не отставать в развитии, иначе, его уроки станут менее полезными и интересными для школьников. Рассмотренные инновационные технологии показывают возможности МХК в области выполнения различных творческих задач.
Искусство посредством инновационных методов художественного воздействия формирует целостную творческую личность, шедевры мировой классики и творения современности способствуют развитию художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения.
Читать дальше
1. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993 – 32 с.
2. Беркаев Т. Н. Развитие образования: оценка практики школ. – СПб: Новая литература, 2009 – 144 с.
3. Васильева Ю. В. Постановка проблемной дискуссии. – СПб: Специ-альная литература, 2009 – 350 с.
4. Вачьянц А.М.Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразователь-ной школе.Автореферат.М.2003.– 18с. html pdfur chrome-extension://efaidnbm/viewer (дата обращения 18.07.2021)
5. Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. М., 2010 – 37 с.
6. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Уч. пособие для студентов пединсти-тутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. М., 1993 – 29 с.
7. Каракаш Т.К. В мире искусства. Словарь основных терминов по ис-кусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства науч. Ред. А. А. Мелик-Пашаев. М., 2001 — 384 с.
8. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор /; под ред. Р. В. Герф. М., 1992 — 9–10 с.
9. Печко, Л. П. К современной теории эстетического воспитания. Л. П. Печко. Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материа-лы и тезисы Буровских чтений. М.: ИХО РАО, 2001. — С.194–199 с.
10. Предтеченская Л. М. Художественная культура Нового и Новейше-го времени. 9 – 11 классы. – В сб: Солодовников Ю. А. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических ма-териалов: 6 – 11 классы. – М.: ГИЦ « ВЛАДОС», 2001. –124 – 226 с.
11. Селевко Г. К. Современные методики преподавания МХК. – СПб: Специальная литература, 2011– 49 с.
12. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. 2013 – 112с.
13. Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса ми-ровой художественной культуры в общеобразовательной школе. Авторефе-рат. М. 2001.– 18 с. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_375569/(дата обра-щения 18.07.2021)
14. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений / А. В. Хуторской. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
15. https://urok.1sept.ru/articles/687735 Маленкова И.А. (дата обраще-ния 18.07.2021
Читать дальше