Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Томске ? Заходите на Work5.
Именно имя собственное предстаёт как единица, которая репрезентирует связь художника с культурно-историческим контекстом конкретного времени. На сегодняшний день многие исследователи обращаются к достижениям ономастики для толкования имен собственных. Таким образом, актуальностью данной работы можно считать потребность в детальном анализе имен собственных для изучения культурно-исторического подтекста в художественных произведениях. Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное исследование системы антропонимических единиц, зафиксированных в «ЖД-рассказах» Дмитрия Быкова. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) описать систему антропонимов, способных выступать в качестве номинаций персонажей, их вариативность; 2) определить семантическое наполнение назывных единиц в «ЖД-рассказах» Д. Быкова; 3) выявить функциональные особенности номинаций персонажей в рассказах Д. Быкова; 4) интерпретировать соотношение семантики антропонима и образа поименованного им персонажа. Источником исследования является цикл «ЖД-рассказы» Д. Быкова, написанный в 2007 году. Данный цикл рассказов был сочинен специально для «одинокого читателя, который выпал из привычного мира и еще не приехал в новый. Эти рассказы предназначены для чтения на палубе, в вагоне, в воздухе…и во время путешествия из одного состояния в другое» [Быков, с. 15]. В сборник вошли двенадцать рассказов: «Отпуск», «Битки Толстовец», «Мужское купе», «Миледи», «Работа над ошибками», «Ангарская история», «Обходчик», «Убийство в восточном экспрессе», «Можарово», «Чудь», «Инструкция», «Проводник». Дмитрий Львович Быков – русский писатель, литературный критик, публицист, журналист, ведущий, учитель литературы – родился в 1967 году в Москве. Журналистскую карьеру начал еще в школьные годы – в 1982 году стал внештатным сотрудником в «Московском комсомольце». Творчество Д. Быкова масштабно и тесно связано с отечественными реалиями. Исследователи считают, что одной из сильных сторон писателя является умение мастерски показывать в своих произведениях «современность и умение уловить самые болевые точки настоящего времени» [Кудрин, с. 24]. Дмитрий Быков преподаёт в московских средних школах «Золотое сечение» и «Интеллектуал» литературу и историю советской литературы. Лауреат нескольких литературных премий. В 2003-2006 годы вёл мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте журналистики и литературного творчества. Дмитрий Быков является автором многочисленных романов, поэтических произведений, большого количества сборников статей, рассказов. Его большие литературные работы выполнены преимущественно в жанрах биографии и исторической прозы. В биографиях проявляется искусствоведческий и аналитический талант Быкова-писателя. Помимо больших исследований творчества и жизни Б. Пастернака, Б. Окуджавы, им написана портретная галерея советских литературных классиков - от широко известных (Б. Пастернак, М. Шолохов) до малоизвестных широкой аудитории (М. Щербаков, О. Чухонцев, М. Кудимова, И. Караулов, М. Бородицкая, В. Попов). Материалами исследования выступают собственные номинации персонажей. В цикле «ЖД-рассказов» обнаружено 115 антропонимов. К ним относятся личные имена (47), фамилии (56), отчества (1), прозвища (11). Объектом исследования является антропонимикон «ЖД-рассказов» Д. Быкова. Предметом изучения выступает описание лингвистического статуса индивидуальных онимов с позиции их структурно-семантических и функциональных аспектов использования в текстах. Новизна работы заключается в том, что мы вводим в научный оборот номинационные единицы, зафиксированные в «ЖД-рассказах» Д. Быкова, и впервые анализируем особенности их структуры, семантики и функционирования в художественных произведениях. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования на практических занятиях по лексикологии, стилистике и литературной ономастике. Методы исследования. В работе использованы такие методы, как описательный, семантический (метод компонентного анализа), статистический, стилистический. Описательный метод будет являться главным, так как начальным этапом «описания» материала будет инвентаризация, которая позволит дифференцировать анализируемые единицы, а также выявить общие отношения и их качества [Бондалетов, с. 38]. Первой стадией описательного метода является отбор номинативных знаков, которые будут обозначать литературных героев. Вместе с отбором происходит текстологический анализ подлинности художественного текста. Результатом текстологического анализа можно считать размежевание номинативных единиц на несобственные и собственные единицы [Теория и методика ономастических исследований, с. 200]. Семантический, или метод компонентного анализа используется в изучении семантического содержания лексических единиц. Сущность данного анализа определяется, во-первых, в соответствии с достижениями современной лингвистики сообщается, что значение слова – это сложный феномен. Во-вторых, данный феномен можно разложить на составляющие для обозначения, которых будет использоваться «сема». В-третьих, перед тем как разложить слово на его семантические множители, необходимо разложить значения по семантическим полям [Тарланов, c. 62]. В работе применяется стилистический метод, так как источниками исследования являются художественные тексты. Именно только на уровне текста возможно провести стилистические наблюдения [Пешковский, с. 172]. Ономатолог-стилист изучает функции имен собственных в художественном произведении, специфику литературной ономастики, а также зависимость имен и функций от литературного направления [Бондалетов, с. 63]. Статистический метод использован в нашей работе по причине количественной обработки ономастического материала и применения к нему исследовательских приемов, которые могут быть названы квантитативными или даже математическими [Белецкий, с. 48]. Содержание статистического метода разнообразно – от простейших подсчётов количества имён и выделения наиболее употребительных до описания статистической организации целого ономастического разряда и закономерностей его развития. Структура работы. Работа состоит из Введения, основной части, Заключения, Списка литературы и Приложения. Введение является разделом, где содержится общая характеристика работы. Во введении намечаются цель и соответствующие задачи исследования, а также называются методы анализа материала. Основная часть работы представлена двумя частями. Первая часть рассматривает систему антропонимов в художественном тексте и ее составляющие (личные имена, фамилии, отчества, прозвища, формулы именования, функции антропонимов). Вторая глава представляет собой анализ номинаций персонажей в «ЖД-рассказах» Д. Быкова. Заключение суммирует результаты исследования. Работа имеет приложение, содержащее наши наблюдения за структурными типами номинаций персонажей.