СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕАСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 7 1.1 Понятие просодической стороны речи 7 1.2 Закономерности развития просодической стороны речи в онтогенезе 11 1.3 Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 15 Выводы по первой главе 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 21 2.1 Методика изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 21 2.2 Результаты исследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 25 2.3 Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 27 Выводы по второй главе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Особенности обследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
69% уникальность
2021 год
25 просмотров
Фалалеев А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕАСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 7 1.1 Понятие просодической стороны речи 7 1.2 Закономерности развития просодической стороны речи в онтогенезе 11 1.3 Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 15 Выводы по первой главе 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 21 2.1 Методика изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 21 2.2 Результаты исследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 25 2.3 Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 27 Выводы по второй главе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
Актуальность. Одной из задач воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях становится всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе, что предполагает речевое, когнитивное и психомоторное развитие ребенка в присущих старшему дошкольному возрасту видах деятельности. Посещение детского сада, других центров развития и реабилитации ребенка, социально-культурные центры – все они направлены на включение детей в массовые мероприятия, которые будут способствовать укреплению психики, гармоничному развитию личности, а также социальной адаптации. Именно социализация является основной в работе с ребенком. Коммуникативная функция считается основной в формировании социальной адаптации становится общение. Для этого используются различные единицы речи: текст, как минимальная единица общения предложение, слово в их лексическом и грамматическом значении. Языковые значения передаются при помощи разнообразных просодических компонентов речи: интонации, речевой мелодии, временных и тембровых характеристик, ритма, паузы. Кроме речевых норм используются и эмоционально-коммуникативные выражения, которые заключены в жестах, мимике, позе, реакции на происходящее вокруг. В совокупности вербальные и невербальные способы общения приводят способности ребенка общаться, выражать свои внутренние мысли и чувства, что будет способствовать контакту между членами общества.


Наши контрольные работы под заказ в Тюмени выполняются профессионалами.


. В настоящее время среди детей старшего дошкольного возраста распространены дизартрические нарушения, которые имеют тенденцию к значительному росту. Что рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Что приводит не только к осложнению понимания вербального воспроизведения, но и некоторым формам эмоционального дисбаланса. Кроме того, страдают двигательные функции, нарушается координация движений, а это играет важную роль в формировании целостной картины мира у ребенка. Многие исследователи (Л.В. Лопатина, О.В. Правдина, Г.В. Гуровец и С.И. Маевская, Е.Н. Винарская, Е.Ф. Соботович, Л.А. Позднякова, Г.В. Бабина, Е.Ф. Архипова) дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Нарушения фонетической стороны речи отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Кроме того, значительное количество речевых нарушений оказывается связанным с неспособностью детей оформлять свою речь просодическими элементами языка. У детей с данной формой речевой патологии речь часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов. Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи при дизартрии и определение оптимальных средств коррекции выявленных нарушений. А значит стоит подобрать такой диагностический материал, который поможет в полной мере оценить состояние просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями. Объект исследования – процесс становления просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности методов обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Цель исследования: определить содержание логопедической работы по обследованию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами и установить эффективность его включения в коррекционный процесс. Для достижения цели были определены следующие задачи исследования: 1) проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по теме развития просодической стороны речи у детей с нормальным речевым развитием и минимальными дизартрическими расстройствами; 2) выявить особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами; 3) определить диагностический инструментарий для обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами; 4) провести экспериментальное исследование просодической стороны речи старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами с помощью подобранного диагностического инструментария; 5) сформулировать основные направления логопедической работы по результатам исследования речевого состояния старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. В исследовании использовались следующие методы: 1 теоретические: - анализ научной, методической, практической литературы, источников средств массовой информации; - сравнение уровня развития просодической стороны речи детей с нормальным развитием и минимальными дизартрическими нарушениями; - обобщение теоретического и практического опыта работы по обследованию речи детей в компенсирующей группе с тяжелыми нарушениями речи и на логопункте в детском саду; 2 эмпирические: - методы логопедической диагностики; - наблюдение в процессе отбора детей для исследования и во время обследования просодической стороны речи; - беседа с педагогом группы, логопедом на логопункте и в группе, детьми во время обследования; - методы математической обработки данных. База исследования: 10 человек, зачисленных на логопункт по результатам обследования в детском саду, из них 3 девочки (30 %) и 7 мальчиков (70 %). Работа состоит из введения, где прописаны актуальность, предмет и объект исследования, дано обоснование цели и задач исследования и методология темы. В первой теоретической части дано понятие просодической стороны речи, закономерности развития и особенности у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Во второй практической части описана методологи исследования, даны результаты обследования просодической стороны речи, подобраны направления логопедической работы. В заключении дано описание результатов исследования в соответствии с целью и задачами. Список литературы содержит основные научные труды в области исследования просодической стороны речи детей дошкольного возраста, методические пособия, учебная литература, документы, регламентирующие осуществление логопедической деятельности

Читать дальше
В современной логопедии вопросы диагностики просодической стороны речи у детей с минимальными дизартрическими нарушениями до сих пор остаются дискуссионными. При этом дефекте речи отмечаются как речевые и неречевые симптомы. К речевой симптоматики дизартрии относятся нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи и дыхания. Целью исследования явилось обследование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Для реализации цели был поставлен ряд задач, выполняя первую задачу исследования, которая состояла в анализе методической, научной и учебной литературы по вопросам развития и становления речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В результате были получены представления о просодической стороне речи, ее этапах становления и развитии в онтогенезе. Это позволило выстроить систему работы по реализации второй задачи – организации обследования просодической стороны речи. Экспериментальное исследование просодической стороны речи позволило получить обобщенную картину о строении артикуляционного аппарата и уровне развития просодики ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами. Третья задача заключалась в обозначении направлений логопедической работы по развитию просодической стороны речи. Для этого были подобраны методические рекомендации по работе с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами на основе полученных данных в ходе обследования. Нарушения артикуляции звуков, нарушения фонации, затрудняют, а иногда и полностью препятствующие нормальной членораздельной звучной речи. Такие нарушения представляют собой, так называемый первичный дефект. Первичный дефект опасен тем, что может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Многие ученые и ведущие логопеды занимались изучением проблем дизартрии. Их исследования показывают, что категория детей с дизартриями очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Существует пять основных клинических форм дизартрии, но некоторые авторы как отдельную форму дизартрии или дизартрический компонент выделяют стертую форму дизартрии. Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. В чем различие форм дизартрии? Каждая форма дизартрии имеет свои специфические дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, его силы и высоты, нарушения темпа и ритма, степени расстройства артикуляционной моторики. Следовательно, дети с разными формами дизартрии, отличающиеся степенью нарушения артикуляции звуков, степенью нарушенности компонентов просодики, будут нуждаться в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени, будут поддаваться коррекции. Для достижения лучших результатов в преодолении нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста необходимо совершенствовать существующие традиционные методы и приемы, что приводит к внедрению комплексного подхода. Задачи исследования достигнуты. Благодаря теоретическому анализу составлена система обследования и определены направления логопедической работы с детьми по развитию просодической стороны речи. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. 
Читать дальше
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / М., 2016. – С. 278-330. 2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии, М.: - 2018. - С. 117. 3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. 4. Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики: учеб. пособ. / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – СПб.: Философский факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с. 5. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 10.09.2021). 6. Брызгунова, Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка: Практическая фонетика и интонация русского языка: пособ. для преподавателей, занимающихся со студентами / Е.А. Брызгунова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 308 с. 7. Дмитрова Е.Д. – Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова. – Москва: АСТ: Астрель: Харвест, 2018. – 86 с. 8. Дубчак В. В., Крылова Е. В. Использование логопедических технологий в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами // Colloquium-journal. 2020. №13 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-logopedicheskih-tehnologiy-v-korrektsii-prosodicheskih-narusheniy-u-detey-s-dizartricheskimi-rasstroystvami (дата обращения: 10.09.2021). 9. Елеуова А. Ерболовна В. компонентов просодики на речь при дизартрии // Научный журнал. 2016. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-komponentov-prosodiki-na-rech-pri-dizartrii (дата обращения: 10.09.2021). 10. Жинкин, Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка / Н. И. Жинкин. – Варшава, 2011. – С. 79. 11. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / А.Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – СПб., 2014. – Ч. I. – С. 5-13. 12. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика: учеб. пособ. / Л.Р. Зиндер. – М.: Высшая школа, 2019. – 312 с. 13. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособ. / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М.: Флинта: Наука, 2020. – 197 с. 14. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / М.: Школьная пресса, 2017. – 48 с. 15. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика: учебно-методическое пособие / Е. В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 111 с. 16. Ковригина Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2016. 17. Консур Анна Викторовна, Шорохова Мария Васильевна Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Концепт. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-strukturu-prosodicheskoy-storony-rechi (дата обращения: 10.09.2021). 18. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речь детей / М., 2019. – С. 4-26. 19. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2019. – 224 с. 20. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2017. – 165 с. 21. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии» - СПб., 2014. – С. 10-47 22. Лопатина Л.В – Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 64 – 70. 23. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2014. – 191 с. 24. Мананкова О. И. Технология формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми патологиями: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – 24 с. 25. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 2015. – С. 79-91. 26. Мохотаева М. В. Логопедичекая работа по коррекции нарушений голоса у детей с церебральным параличом / Автореферат, Санкт – Петербург, 2011 27. Панченко, И.И. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова // Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М.: Просвещение, 2019. – С. 17-42. 28. Пахомова Ю.М., Полукарова А.А., Гилёва Н.В. Особенности просодической речи старших дошкольников с дизартрией // Инновационная наука. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prosodicheskoy-rechi-starshih-doshkolnikov-s-dizartriey (дата обращения: 10.09.2021). 29. Плешакова М. В. Психологические особенности восприятия и понимания эмоциональной экспрессии голоса подростками с легкой умственной отсталостью: дис. … канд. психол. наук / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2012. – 23 с. 30. Поворова И. А. Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Вестник ОГПУ. – 2006. – № 1. – С. 90–105 31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2020. – 720 с. 32. Старченко В.С., Шорохова М.В. К проблеме формирования просодической стороны речи при дизартрии // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 85-89 33. Ушакова О.С, Струнина Е.М. – Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с. 34. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книж-ный центр, 2017. – 208 с. 35. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2017. – 170 c. 36. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М., 2010. – 80 с. 37. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2012. – 266 с. 38. Чистобаев А. Ю. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений голоса при различных речевых патологиях: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2019. – С. 133–144. 39. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с. 40. Щербак С. Г. Формирование устной моно-логической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Автореферат, Москва, 2019. – 57 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие и содержание правоотношения
Количество страниц:
40
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Финансовый механизм, его структура и совершенствование в современных условиях”
Количество страниц:
30
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image