Введение………………………………………………………….……….…...3
1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие………….5
1.1 Понятие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие……………………...5
1.2 Особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие14
2. Проблемы и пути совершенствования осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие………………………………………………………..20
2.1 Проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие20
2.2 Пути совершенствования осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие………………………………………………………..27
Заключение…………………………...………………………………...........30
Список использованной литературы..…….………………………………..32
Читать дальше
Итак, по итогам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:
Несмотря на отсутствие контрольных функций за ходом предварительного следствия, прокурорам необходимо обращать особое внимание на соблюдение законности при производстве следственных действий, требующих получения разрешения на их производство в судебном порядке. Так, является обязательным участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении ходатайств следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий, залога, а также по вопросам о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на проведение следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
Предмет прокурорского надзора при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, составляют соответствие обвинительного заключения требованиям ст. 220 УПК РФ; полнота установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; соблюдение следователем требований закона о содержании и форме следственных действий, а также основания их проведения; соблюдение конституционных прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства; правильность применения закона; соблюдение сроков предварительного следствия и сроков мер пресечения. Срок проверки уголовного дела, согласно ч. 1 ст. 221 УПК РФ, составляет 10 суток. Не позднее 24 часов до истечения общего срока прокурору, изучившему дело, рекомендуется представить материалы уголовного дела с проектом соответствующего решения вышестоящему прокурору для согласования. Порядок изучения уголовных дел отдельно урегулирован межведомственными организационно-распорядительными документами. В ряде случаев прокурорами допускаются нарушения ч. 1 ст. 221 УПК РФ, что связанно с ненадлежащей организацией прокурорского надзора в связи с неправильным распределением десятисуточного срока вследствие многоступенчатой системы изучения уголовных дел.
Кроме вышеперечисленных пунктов, прокурор также должен обратить внимание на правильное составление описи документов, проверить, не остались ли в деле документы, которые следует хранить в надзорном производстве, получено ли согласие руководителя следственного органа на направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. Согласно ст. 221 УПК РФ, прокурор после изучения материалов уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, вправе вынести одно из следующих решений:
- об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
- о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
- о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Изучив проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, можно сделать вывод, что приоритетом прокурорского надзора является соблюдение прав и законных интересов участников уголовного производства. Действующее законодательство не предоставляет прокурору властных полномочий при осуществлении надзора за органами следствия.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 // СПС КонсультантПлюс
4. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" // СПС КонсультантПлюс
5. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика, 2016. № 1. С. 73-80.
6. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / АбдулКадыров Шарпудди Муайдович. М., 2015. 45 с.
7. Буглаева Е.А., Виницкий Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 200 с.
8. Баев О.Я. Следователь как адресант прокурора; прокурор как адресат следователя и адресант суда / О.Я. Баев. - Текст : непосредственный // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2017. - № 2 (31). – с. 23
9. Бессарабов В.Г., Игонина Н.А., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 47-53.
10. Бажанов С.В. Влияние актов прокурорского реагирования на правовой режим досудебного производства // Российский следователь, 2017. № 9. С. 46 49.
11. Воронин О.В. О некоторых тенденциях развития отечественной прокурорской деятельности // Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. № 4 (10). С. 70
12. Винокуров А.Ю., ВинокуровЮ.Е. Прокурорский надзор: учебник для прикладного бакалавриата / под общ.ред. А.Ю. Винокурова; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. 450 с.
13. Мухортова М.В. Установление субъективных признаков преступного нарушения специальных правил органами расследования как предмет прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права, 2014. № 10. С. 2290-2296.
14. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 550 с.
15. Рязанцев В.А. Некоторые проблемы передачи уголовных дел и материалов от органа дознания в орган предварительного следствия // Российский следователь, 2017. № 9. С. 17-19.
16. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права, 2018. № 4. С. 185-194.
17. Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2018. № 5. С. 93-99.
Читать дальше