Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования системы управления регионом 6
1.1 Регион и региональное развитие: сущность и особенности 6
1.2 Основные принципы современного регионального управления 8
1.3 Организационные инструменты системы управления региональным развитием 11
1.4 Формирование механизмов управления регионом 13
Глава 2. Особенности формирования системы управления в Кабардино-Балкарской АССР (1921-1992) 17
2.1 История государственного управления в республике Кабардино-Балкария. 17
2.2 Система управления административной территориальной единицей в 1921-1992 гг. 22
Глава 3. Направления совершенствования системы управления на региональном уровне с учетом исторического опыта 25
Заключение 36
Библиографический список 38
Читать дальше
Итак, политическое развитие Кабардино-Балкарской Республики в 1990-е - 2010-е гг. происходило в контексте общероссийских трансформационных процессов. И достижения, и пределы формальной и реальной институционализации принципов демократии в политической жизни региона являются результатом двойной (внутренней и внешней) детерминации и двойной ответственности (на республиканском и федеральном уровне политической системы).
Относительно закрытый период системных политических преобразований приходится на 1990-1997 годы. Исходно политическая система Кабардино-Балкарии (КБАССР) полностью сохранила параметры советской социалистической автономии. В конце 1997 г. постсоветская политическая система была формализована в новой конституции, и было завершено создание соответствующих институтов власти. Отношение населения к этим учреждениям больше не опосредовалось партийным самодержавием. Формально демократия обеспечивалась за счет механизма свободных конкурентных выборов. Настоящий смысл этого периода заключается не в достижении «суверенитета» и «повышении государственного статуса» республики, а в том, что она выступала в качестве самостоятельного субъекта политического процесса, имевшего перспективу. институционализации реальной политической автономии региона в рамках демократической российской государственности. Ни сепаратизм, ни этнотрадиционализм не приобрели существенного значения в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии.
С конца 1990-х гг. Внутриреспубликанский социально-политический процесс утратил автономию, существовавшую на этапе системного перехода от советской политической организации к постсоветской в рамках политики рецентрализации. Институциональные изменения были реализованы в форме официальных политических и правовых процессов, которые не сопровождались гражданскими или национальными мобилизациями и публичными действиями. 2001-2011 гг. Принято девять новых редакций Основного закона республики. Изменились также порядок формирования парламента и порядок замещения должностей Президента (Главы) Республики. Эти изменения приводят к репрезентативности
Парламент по отношению к населению республики был опосредован через федеральные политические партии. Состав представительного корпуса определялся не выбором населения, а выбором этих партий. Выборы президента (главы) республики были заменены процессом «наделения властью», от которого граждане были полностью отчуждены. Произошел, так сказать, возврат к советскому партийно-государственному режиму, который республиканское руководство набирало из бюрократической (а теперь и предпринимательской) «номенклатуры» «правящей партией» и находилось под контролем высшей власти - властей. президент - администрация РФ.
Меры по либерализации политического режима России в 2012-2013 гг. Давали субъектам Федерации определенный запас свободы действий при решении вопросов организации государственной власти. Примечательно, что в этих условиях республиканские элиты не видели ни возможности возврата к смешанной избирательной системе депутатов, ни возможности возврата к общенациональным выборам главы государства. Заметных проявлений гражданской активности среди населения также не было. Становились ясными пределы институциональной трансформации политической системы и пределы закрепления демократической политической культуры в обществе.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 1 сентября 1997 г. Нальчик, 1997.
2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 января 1994 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 1994. 18 янв.
3. Закон Кабардино-Балкарской ССР от 27 сентября 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции КБССР в связи с учреждением поста Президента» // Кабардино-Балкарская правда. 1991. 1 окт.
4. Закон Кабардино-Балкарской ССР от 10 марта 1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 1992. 17 марта.
Научная литература
5. Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации (Очерки теории) // Там же. 2001. № 1. С. 15–29.
6. Гугова М.Х. Политический плюрализм и формирование политической структуры Кабардино-Балкарии в последней четверти ХХ века // Исторический вестник. Проблема В. Нальчик, 2007. С. 108-112;
7. Декларация о государственном суверенитете КБССР // Кабардино-Балкарская правда. 1991.5. Февраль
8. Зайлов А.С. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики / Заилов А.С., Галачиева С.Б., Бисултанова А.А. // Современные аспекты экономики. - СПб. - №11, - 2019. - 0,35 кв.м (издатель 0,15 пл.).
9. Здесь можно сослаться на следующие работы: Гельман В.Я. Возвращение Левиафана? Политика рецентрализации в современной России // Полис. 2006. № 2. С. 90–109;
10. Мелвилл А. Ю. Опыт теоретического и методологического синтеза структурных и процедурных подходов к демократическим переходам // Полис. 1998. № 2. С. 6–38;
11. Никовская Л. И., Якимец В. Н. Государственная политика в регионах России: типы, проблемы, институты и современные вызовы // Полис. 2011. № 1. С. 80.
12. Остром В. Важность американского федерализма. Что такое самоуправляемое общество. М., 1993. С. 249.
13. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков: Гегеля, Маркса и других оракулов. М., 1992, с. 309.
14. Растов Д.А.Переход к демократии: попытка динамической модели // Полис. 2016. № 5. С. 5–15;
15. Сабанчиев Х.-М. А. Государственность Кабардино-Балкарии в контексте реформирования системы федеративных отношений (1993-2011 гг.) (К 90-летию государственности КБР) // Известия Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. 2011. № 3 (41). С. 182–189;
16. Стародубровская И. В., Казенин К. И. Северный Кавказ и современная модель демократического развития. Экспертный отчет / Комитет гражданских инициатив. М., 2016. URL: https://komitetgi.ru/analytics/2774 (дата обращения: 20.06.2018).
17. Так считает А. Н. Политические трансформации в Кабардино-Балкарской Республике 2005-2008 гг. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 17. С. 157–165;
18. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Там же. 2009. № 2.С. 77-95;
19. Хабермас Ю. Об истории. Краткие заметки о ложных альтернативах // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 283-289.
20. Харитонова О.Г. Генезис демократии (попытка реконструкции логики транзитивных моделей) // Там же. С. 70-79.
21. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и укреплении демократии // Там же. Стр. 16–27;
22. Шорова М.Б. Трудности становления института президента в Кабардино-Балкарской Республике // Материалы международной научной конференции студентов, докторантов и молодых ученых. «Перспектива 2011». Т. И. Нальчик, 2011. С. 98-101.Eidlin F. Reconciling the General and the Unique: Area Studies, Case Studies, and History Versus Theoretical Social Science // Comparative Politics, Russia. 2015. N 2. P. 5—14.
Электронные издания
23. Путин В. В. Демократия и качество государства. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/1866753 (дата обращения: 08.10.2021).
24. Golosov G. V. The Regional Roots of Electoral Authoritarianism in Russia // Europe-Asia Studies. Vol. 63, no. 4. June 2011. P. 623-639. URL: http://dx.doi.org
Читать дальше