Введение 3
1 Условия, предпосылки и необходимость возникновения
теорий экономического поведения монополий 4
2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 5
3 Теория Э.Чемберлина корректирует экономическую картину мира неоклассиков 7
4 Влияние учения Э.Чемберлина на развитие современной экономической мысли 8
Заключение 9
Список литературы
Читать дальше
Ученый экономист Э.Г. Чемберлин в 30-х гг. ХХ в. издал книгу о теории монополистической конкуренции познакомив тем самым весь мир с новыми подходами к изучению конкурентного поведения экономических субъектов, взаимодействующих на рынке товаров и услуг. На тот момент теория «чистой или совершенной монополии», а также теория «чистой или совершенной конкуренции» устарели, а идеи Э.Чемберлин позволили осознать, что реальные экономические процессы следует воспринимать как некий «гибрид этих двух теорий». Именно по этой причине с появлением трудов Э.Чемберлина и Дж.Робинсона популярность получила новая «теория монополистической (или неполной) конкуренции».
Э.Чемберлин в теории монополистической конкуренции по новому изложил ряд закономерностей в развитии рыночной экономики на современном этапе ее развития. Особое внимание ученый уделил ранее не изученным процессам формирования новых взаимосвязей хозяйственных операций среди рыночных агентов, подчеркнул новое видение формирования потребительского спроса на отдельные группы товаров, а также особенностям управления этим спросом. Таким образом, Э.Чемберлин в определенной мере заложил начало развитию идей маркетинга.
Ученый отмечал широкий спектр необходимых затрат на организацию торговли, обеспечение информацией, создание рекламы на новые продукты и др., без которых вряд ли возможна успешная реализация товаров и услуг. В процессе изложения новых форм рыночного поведения фирм на современном рынке монополистической конкуренции Э.Чемберлин сделал прогрессивный в свое время вывод о том, что в современных условиях развитого рынка цены не являются решающим фактором успешной конкурентной борьбы. В основе реализации монополистической конкуренции лежит обеспечение преимуществ за счет роста качества продукта и развитии сервиса для потребителей.
Относительно восприятия теории ученого в настоящее время, стоит отметить появление интернет технологий, развитие транспортной инфраструктуры и рост мобильности граждан, появление новых условий кредитования продавцов и потребителей, изменение инструментов и характера регулирования хозяйствующих субъектов и т.д., в связи с чем становится актуальным дальнейшее уточнение ряда теоретических положений Э. Чемберлина исходя из современных вызовов, стоящих перед учеными экономистами.
Читать дальше
2. Камаева В.Д. Экономическая теория. – М: Инфра-М, 2017. – 356 с.
3. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник / З.К. Океанова.-М.: ИТК «Дашков и К0», 2016. - 596 с,
4. Основы экономической теории: учеб. Пособие. - 2-е изд., переб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 400 с.
5. Покидченко М.Г., Занина Л.И., Лизогуб Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. М.: МИНХ им. Г.В.Плеханова, 1984. - 83 с.
6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости)/ Перевод с английского Э.Г.Лейкина и Л.Я.Розовского. Под ред. Ю.Ольсевича. М.: «Экономика», 1996. - 351 с.
7. Чемберлин Э. Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба// Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. - СПб.: «Экономическая школа», 1999. – С. 243-279.
8. Экономика. Учебник./ Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2016. - 824 с.
9. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС. 2016. – 640 с.
Читать дальше