Введение 3
1. Портретный очерк на телевидении 5
2. Особенности портретного интервью в современных визуальных СМИ 8
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Читать дальше
Современная тележурналистика переживает эпоху расцвета: несмотря на всё возрастающую популярность сети Интернет, телевидение остаётся для россиян главным источником информации. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Институтом современных медиа среди жителей средних и крупных городов России: 70% опрошенных смотрит новости по телевизору каждый день. Телевидение изобилует различными формами подачи материала, однако в последнее время наблюдается отказ от художественных жанров, в частности такого популярного в XX веке жанра, как телевизионный портретный очерк. Это обусловлено изменениями потребностей и приоритетов современного зрителя. Однако портретный очерк не исчез с экранов, а приобрёл иные формы воплощения. Становление российской тележурналистики относится к периоду расцвета СССР, к эпохе, когда телевидение использовалось властью как орудие массовой пропаганды наряду с радио, прессой и художественной литературой. Первые журналистские передачи появились на отечественном телевидении в 50-ые годы XX века. За четыре десятилетия были определены практически все известные жанры тележурналистики и их характерные признаки.
Очерк — это один из самых известных художественно-публицистических жанров в журналистике. Он дает автору возможность выразить свое авторское видение события или явления, границы этого жанра максимально разжаты для проявления творчества и индивидуального стиля. Именно поэтому он привлекает многих журналистов, но дается лишь тем, кто познал его сущность.
Портретный очерк – это произведение, в центре которого находится прежде всего личность человека, его история, жизненный опыт. Часто героями подобных текстов и видео становятся известные знаковые личности, сыгравшие главную роль в жизни общества. Но также героем портретного очерка может тать и обыкновенный человек или выдуманный персонаж. Тогда нам важна не его роль в каких-то глобальных событиях, а личный жизненный опыт, прожитые испытания, касающиеся его личности. Такие тексты нужны, чтобы дать читателю «примерить шкуру» героя, но при этом и помочь ему разобраться в собственных переживаниях, попытаться сравнить свой собственный опыт с описываемым.
Портретный очерк - это высшая форма экранного способа выявления человеческого характера. В каждом портретном телевизионном произведении отражаются не только индивидуальные черты героя, но и его связь с процессами общественной жизни. Не существует подробной инструкции о том, как рассказывать историю. Здесь всё решает автор: начиная от выбора героя, отбора фактов, структуры материала и заканчивая музыкальным оформлением. Еще на этапе сценарной разработки сюжета ему необходимо оценить специфику жизненного материала, чтобы в процессе съемки и монтажа эффективно использовать специальные выразительные средства для создания истории героя, сформировать точную драматургическую композицию фильма. В результате взаимодействия автора и героя, первому важно сделать свой рассказ простым, но в то же время сокровенным.
Подводя общий итог, хотелось бы отметить, что теоретическое освоение жанра портретного очерка и его особенностей, а также практическое применение знаний помогли автору выпускной работы в производстве телеочерка «Своя работа». Осознанное использование художественных средств выразительности, подбор архивных материалов помогло воссоздать ту атмосферу, в которой находился наш герой. С помощью музыкального оформления в некоторых эпизодах было достигнуто настроение, соответствующее военному времени.
Читать дальше
1. Анохин А. И. Жанровые особенности телевизионного очерка / А. И. Анохин // Вестник Чувашского университета, 2019. – 362 с.
2. Беневоленская Т. А. Портрет современника. Очерк в газете / Т. А. Беневоленская. — М. : Мысль, 2018. – 132 с.
3. Гусева Е. А. Развитие жанра очерка в русской литературе первой трети ХХ века / Е. А. Гусева // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Сер. : Литературоведение, 2019. – 251 с.
4. Детализируй это [Электронный ресурс] : электронное периодическое издание «Новая газета». – Режим доступа : http://www.novayagazeta.ru/39343.html (дата обращения 10.09.2021).
Читать дальше