Тема была актуальной, достигнута цель работы – рассмотрены особенности деятельности римско-католической церкви. Решены поставленные во введении задачи. В качестве объекта работы выступил католицизм, предметом стала Римско-католическая церковь.
Отражено, что отечественный и зарубежный научный интерес к вопросам социального учения Римско-католической церкви традиционно высок, учитывая весомое значение Святого Престола в определении этических нарративов в общественном сознании многих западных государств.
Римско-католическая церковь обладает одной из наиболее структурированных и систематизированных социальных доктрин, которая насчитывает несколько столетий и охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека - от экономики до политических вопросов. Она включает в себя апостольские конституции, апостольские послания, энциклики и письма, в которых отражена позиция Ватикана по наиболее насущным вопросам человеческого бытия. Учитывая тот факт, что, как уже говорилось выше, любая пандемия включает в себя не только медицинские, но и существенные социально-экономические аспекты, опирающиеся на этические нормы поведения человека и общества, церковь не могла обойти вниманием и COVID-19, внесший кардинальные изменения в привычную жизнь современного человечества.
Обобщая позицию католической церкви по борьбе с пандемией и устройству мира после её исчезновения, можно сказать, что Ватикан не видит в СОУГО-19 нового кризиса, что таит в себе угрозу уничтожения человечества из-за невиданных до этого факторов. Все вызовы, с которыми довелось столкнуться миру с начала пандемии, являются объектом критики Святого Престола с момента становления капитализма и либеральной политической философии. Коронавирус лишь демонстрирует несостоятельность тезисов, выдвигаемых релятивизмом и философскими течениями, что нацелены на атомизацию человеческого общества.
В некоторых аспектах, безусловно, Франциск критикует капитализм с более кардинальных позиций, нежели его предшественники, и не видит в нём возможности достижения общего блага, являющегося краеугольным камнем католической социальной доктрины.
Что касается тех мер, которые Ватикан видит в качестве возможного пути преодоления кризиса, то они являются, в достаточной степени, классическими для социального учения католической церкви. Это два главных принципа - солидарность и субсидиарность, которые требуют, с одной стороны субъектности общества в целом, а не только составляющих его индивидов, а с другой - децентрализацию власти и действия в интересах общин, а не только национальных государств. Католическая церковь, построенная по принципу универсальности, не имеющая национальной привязки, традиционно выступала в роли одного из главных двигателей интеграционных процессов в самых разных частях света. И сегодня, в эпоху радикальных изменений в политических и партийных системах мира, в особенности Европы, она также настаивает на необходимости надгосударственной интеграции, видя в этом, в том числе, способ преодоления национализма, который исторически противопоставлял себя католицизму, в особенности в Германии и Италии.