Таким образом, можно обобщить и сделать вывод, что конфуцианство было направлено на подчинение личной жизни личности общественной, социальной. Принципиально иную модель предложил старший современник Конфуция - Лао-цзы, ставший основоположником другого религиозно-философского учения - даосизма.
Идеалом гражданина и мужчины (в этой последовательности) в учении философа является «благородный муж» («Цзюнь-цзы»), который должен быть наделен следующими качествами:
1. Знать и строго соблюдать «ли»;
2. Обладать «жень». У этого слова есть несколько объяснений на китайском языке, чаще оно переводится как «человечность», «благотворительность». Процитируем слова Конфуция: «Бывает, что благородный человек бесчеловечен, но не бывает, чтобы гуманный человек оставался никчемным человеком, потому что он поднялся до высот духа»;
3. Подчиняет свою жизнь долгу - выполнять возложенные на него общественные и личные обязанности;
4. Думать не о собственном благополучии, а в первую очередь стремиться быть полезным государству - отдавать все свои знания, умения, силы его процветанию и поддержанию порядка, установленного Священным Преданием.
5. Взрастить, воспитать в себе «Вен». Это понятие можно перевести как культура, чувство прекрасного, эстетический вкус. Конфуций считал, что без воспитания внутренней культуры, в том числе - приобщаясь к различным искусствам, человек не сможет достичь истинного благородства.
Читать дальше
1. Котляров И. В. Социология лидерства: теоретические, методологические и аксиологические аспекты / Котляров И. В. - - Минск: Беларус. навука, 2018. - 481 с.
2. Китайская философия: энцикл. словарь / под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Мысль, 2016. - 244 с.
3. Семененко И. И. Афоризмы Конфуция / Семененко И. И. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. - 302 с.
Читать дальше