ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Надзор, как основные способы обеспечения законности и дисциплины 5
1.2 Предмет надзора и поднадзорные объекты 10
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Компетенция прокуратуры по контролю за законностью в ходе возбуждения уголовного дела органами предварительного расследования 16
2.2 Процедура проверки законности и обоснованности процессуальных решений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Читать дальше
Подводя итог настоящего исследования, с учетом норм действующего отечественного законодательства, материалов опубликованной судебной практики, а также научных публикаций ученых практиков, можно сделать следующие выводы:
На уровне Конституции РФ устанавливается крайне важный принцип, заключающийся в обязанности соблюдать действующие на территории страны нормативно-правовые акты. Однако зачастую законность и дисциплина в полной мере не соблюдаются, вследствие чего законодателем был разработан институт контроля и надзора [1].
К организационно-правовым формам государственной контрольной и надзорной деятельности как важнейшим элементам механизма правовой охраны Конституции РФ следует относить: президентский контроль, парламентский контроль, судебный контроль, контроль органов исполнительной власти, административный надзор, прокурорский надзор. При этом данный перечень не исчерпывающий и существуют и иные виды контроля.
Надзор и контроль — два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль представляет собой систему наблюдения над деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности.
Надзор заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.
Административный надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, призванный обеспечить соблюдение всеми организациям и гражданами специальных правовых норм и общеобязательных правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами
В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о уже совершенных или только готовящихся преступлениях, выполнения оперативно – розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность и обоснованность решений, принимаемых органами предварительного расследования.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка проведения предварительного расследования преступлений в форме дознания и предварительного следствия является одной из главных гарантий обеспечения прав и законных интересов всех участников уголовного процесса (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей). Строгое соблюдение, предписанных действующим законодательством, процедур проведения предварительного расследования способствует установлению истины, помогает объективно оценить полученную информацию и соблюсти принцип презумции невиновности.
Оценивая действия и решения прокурора по уголовному делу с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, можно сказать, что завершаемый таким образом прокурорский надзор за соблюдением законности органами предварительного расследования в досудебном производстве является залогом законного и качественного предварительного расследования.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
6. Буланова Н.В. Прокурор в досудебных стадиях уголовного судопроизводства Российской Федерации: Монография. – М.: Юрлитинформ. –2015. – С.60
7. Бессарабов В.Г. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва: Проспект. – 2016. – С. 66.
8. Винокуров А.Ю. Настольная книга прокурора. / Под. общ. ред. Кехлерова С.Г., Капинус О.С. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2016. – Серия : Профессиональная практика. – С. 375.
9. Воронов О.В., Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебно-методический комплекс курса / Под. ред. Халиулина А.Г. – Томск: Изд-во НТЛ. – 2008. – С.134.
10. Ергашев Е.Р. Принципы прокурорского надзорно – охранительного права и его институтов: Автореферат дис… докт. юрид. наук. Екатеринбург. – 2008. – С.27-29.
11. Поляков М.П., Федулов А.Ф. Прокурорский надзор: Конспект лекций. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование. – 2009. – С.78.
12. Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 22.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 9.1,23,24,25,25.1.
14. Соколов А.К. Проблемы и практика применения прокурором требований об устранении нарушений федерального законодательства в уголовном процессе / Уголовное право. – 2009. – №2. – С.122-126.
15. Терехин А.А. Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: Автореферат дис. … канд. юрид. наук. –Челябинск. – 2013. – С.7.
Читать дальше