Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональных стандартов и правовых основ психологии 5
1.1. История становления систем профессиональных стандартов 5
1.2. Основные принципы профессиональной деятельности психолога 7
1.3. Особенности структуры и оснований компетенций практического психолога 8
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных компетенций практических психологов 10
2.1 Объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования 10
2.2. Методы и методики исследования: 10
2.3. Характеристика выборки и процедура сбора данных 12
2.4. Результаты исследования и их интерпретация 12
Заключение 18
Список литературы 20
Читать дальше
Опыт отечественной и зарубежной психологической работы демонстрирует потребность создания нормативной, технической, а также организационной базы практической психологии образования. Такая потребность обусловлена необходимостью развития комплексной службы защиты, безопасного развития и сопровождения детства. Система образовательных и государственных стандартов, мероприятия, направленные на аттестацию методов и технологий работы практического психолога, является необходимым условием существования и развития практической психологии.
В большинстве стран тенденции развития и усовершенствования профессионального образования строится на компетентностном подходе, который подтверждается принципами Болонского (и последующих) соглашений. В системе образования реализация компетентностного подхода одной из своих главных задач имеет ориентацию на конкретный измеримый результат образования, в случае же профессионального образования, предусмотрен переход на многоуровневую систему сопровождения специалиста, которая дополняется системой последипломного образования, повышением квалификации, что в свою очередь обеспечит подготовку работника к эффективной профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции специалиста играют определяющую роль как в качестве выполняемой им деятельности, так и в собственном удовлетворении от труда. Принято выделять пять видов профессиональных компетенций: когнитивную, функциональную, личностную, этическую и метакомпетентность.
Проведенное исследование позволило нам получить следующие результаты. Для начала мы выяснили как распределены статусы идентичности в группах психологов. Так среди психологов, не имеющих квалификационной категории почти половина человек имела статус «неопределенная идентичность». Среди психологов первой квалификационной категории, больше половины принадлежат к статусу «достигнутая идентичность».
Кроме того, были выявлены значимые различия и корреляционные взаимосвязи. Первая гипотеза, касающаяся психологов первой квалификационной категории, о взаимосвязи достигнутой идентичности с духовно-нравственными ценностями подтвердились полностью.
Вторая гипотеза о наличии статистически значимых различий по шкалам: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность и активные социальные контакты у психологов первой квалификационной категории и у психологов без категории, была подтверждена частично. Мы выяснили, что члены второй группы в большей степени ориентированы на саморазвитие, активные социальные контакты и сохранения собственной индивидуальности, чем первая.
Читать дальше
1. Азбель А. А. Методика изучения статусов профессиональной идентичности. – 2005.
2. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «Компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014.
3. Волкова Е.Н., Кошелева А.Н., Богдановская И.М., Хороших В.В. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "педагог-психолог (психолог в сфере образования)" // Вестник Мининского университета. 2017. №4
4. Гаврилец Н.В. Содержание профессиональных компетенций и критерии профессиональной компетентности: представления практических психологов и студентов // Известия ВГПУ. 2009. №4.
5. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт педагога-психолога как стратегическая основа модернизации психолого-педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 17–30.
6. Карымова О.С. Особенности профессиональной идентичности будущих психологов // АНИ: педагогика и психология. 2017. №2
7. Маничев С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии // Психология. Психофизиология. 2008. №32 C. 132
8. Слотина Т. В.. Психология личности: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Т.В. Слотина 2008; Режим доступа: http://knigi.link/lichnosti-issledovanie-psihologicheskoe/psihologiya-lichnosti-uchebnoe.html
9. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010 №27
10. Софьина В.Н., Салкова О.В., Банникова Д.Я., Марченко Т.С. Оценка профессиональной компетентности преподавателя вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. №4
Читать дальше