Первая глава работы посвящена теоретическим основам управления кредиторской и дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность образуется за счет как доходных, так и расходных операций. Когда БУ оказывает услуги и предоставляет своим потребителям отсрочку платежа, то у него возникает дебиторская задолженность по доходам. Когда БУ выступает покупателем товаров (работ, услуг) и производит предоплату, то у него возникает дебиторская задолженность по расходам. Сальдо дебиторской задолженности в балансе показывает, сколько средств должны учреждению третьи лица. При погашении (взыскании) дебиторской задолженности пополняются денежные средства БУ или ему поступает иное имущество.
Зеркальные операции приводят к формированию кредиторской задолженности. Если БУ получает от потребителей предоплату услуг, у него возникает кредиторская задолженность по доходам, погашение которой производится путем оказания услуг. Если учреждение выступает покупателем товаров (работ, услуг) и получает от поставщика отсрочку платежа, у БУ образуется кредиторская задолженность по расходам, ее погашение производится деньгами. Таким образом, кредиторская задолженность представляет собой денежную оценку возникших, но не исполненных обязательств.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика ООО «УК «Ремстройбыт», рассмотрена организация учета кредиторской задолженности, а также проведен ее анализ.
В ходе анализа был рассмотрен состав и структура кредиторской и дебиторской задолженности организации за 2018-2020гг. Наблюдается тенденция к ежегодному увеличению кредиторской задолженности, наибольшую часть которой составляет задолженность пред поставщиками и подрядчиками. Кредиторская задолженность за 2018-2020гг. возросла на 104321 тыс. руб. или на 254,19%, а задолженность по расчетам с поставщиками и заказчиками увеличилась на 51786 тыс. руб. или на 176,5%. Повышение объемов кредиторской задолженности означает увеличение задолженности организации перед своими кредиторами, что негативно влияет на финансовое состояние в целом.
Повышению эффективности управления кредиторской задолженности будут способствовать такие методы как:
Постоянный контроль оборачиваемости и соотношения кредиторской и дебиторской задолженности. В случае, если дебиторская задолженность значительно превышает кредиторскую, то создается угроза финансовой устойчивости предприятия, так как для погашения обязательств требуется привлечение заемных средств;
Анализ состава и структуры кредиторской задолженности по кредиторам и срокам образования и погашения задолженности;
Контроль состояния расчетов по имеющимся просроченным задолженностям.
Некоторые собственники жилых помещений МКД не считают нужным оплачивать свои счета за ЖКУ, а предоставленные им коммунальные услуги воспринимают как приложение к своей квартире. Часто задолжниками оказываются те граждане, которые входят в контингент с низким уровнем дохода, либо люди, страдающие алкогольной или наркозависимостью, также присутствуют те, кто не доволен тарифами или системой ЖКХ.
Уровень сбора платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в целом по району за 2020 год составил 99,1%, что на 0,4% больше, чем в 2019г. Оставшиеся 0,9% недобора образовались в связи с уклонением жителей района от оплаты счетов за жилищно-коммунальные услуги.
Для повышения уровня сбора оплаты можно предложить следующие меры: заключение с гражданами договоров на рассрочку погашения задолженности. Это позволит должникам с низким уровнем дохода постепенно погасить имеющуюся задолженность за ЖКУ;
направлять задолжникам уведомления о том, что в случае неоплаты задолженности в установленный срок, будет приостановлена подача коммунальных услуг, таких как электроэнергия, горячее водоснабжение, водоотведение. Затем, по прошествии указанного времени, в случае неоплаты долга, либо отсутствию заключенного соглашения о рассрочке задолженности, производить отключения коммунальных услуг;
передавать дела в арбитражный суд для взыскания задолженности в судебном порядке с должников, имеющих задолженность более 100 тыс. руб.;
производить автообзвон задолжников с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут приняты в случае отсутствия оплаты в указанные сроки;
проводить разовые акции по списанию начисленных пени в случае полного погашения задолженности перед управляющей организацией.
Таким образом, предложенные меры позволят снизить дебиторскую задолженность ООО «УК «Ремстройбыт» примерно на 30%, т.е. если в 2020г. дебиторская задолженность составляла 173926 тыс. руб., то после предложенных мер она составит 121748,2 тыс. руб., что в свою очередь, позволит освободившимися средствами снизить размер кредиторской задолженности.
Основной фактор образования дебиторской задолженности – это изъятие из оборота предприятия денежных средств, для расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Этот процесс также может стать причиной недостатка средств, необходимых для расчетов с поставщиками материалов и услуг, а также для выплаты заработной платы сотрудникам и расчетам по налогам и сборам, т.е. причиной возникновения и увеличения кредиторской задолженности.
Таким образом, реализация вышеописанных мер позволит сократить размер как дебиторской, так и кредиторской задолженности, и в конечном итоге, приведет к повышению эффективности деятельности организации в целом.