Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирование универсального учебного действия моделирования при обучении математике младших школьников 7 1.1 Содержание понятия и виды «универсальных учебных действий» 7 1.2 Особенности развития универсального учебного действия моделирование на уроках математики 12 Выводы по 1 главе 20 Глава 2. Оптыно – экспериментальное исследование формирование универсального учебного действия моделирования при обучении математике младших школьников 22 2.1. Положения организации экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности универсального учебного действия моделирования у учащихся вторых классов 22 2.2. Описание проекта по формированию универсального учебного действия моделирования на уроках математики в начальной школе при обучении младших школьников решению задач 28 Выводы по второй главе 41 Заключение 43 Список использованных источников 45

Формирование универсального учебного действия моделирования при обучении математике младших школьников

курсовая работа
Языки
40 страниц
82% уникальность
2021 год
30 просмотров
Бузиян Т.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирование универсального учебного действия моделирования при обучении математике младших школьников 7 1.1 Содержание понятия и виды «универсальных учебных действий» 7 1.2 Особенности развития универсального учебного действия моделирование на уроках математики 12 Выводы по 1 главе 20 Глава 2. Оптыно – экспериментальное исследование формирование универсального учебного действия моделирования при обучении математике младших школьников 22 2.1. Положения организации экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности универсального учебного действия моделирования у учащихся вторых классов 22 2.2. Описание проекта по формированию универсального учебного действия моделирования на уроках математики в начальной школе при обучении младших школьников решению задач 28 Выводы по второй главе 41 Заключение 43 Список использованных источников 45
Читать дальше
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным. [22] Особо актуальным остается вопрос о формировании и оценивании метапредметных результатов, среди которых важными являются следующие универсальные учебные действия: - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [22, с. 10;13] Действие моделирование является ключевым универсальным действием, по требованиям к метапредметнымрезультатамФГОС НОО. Так же предъявляются требования к предметным результатам в области математики: [22, с.


Возникла необходимость купить докторскую диссертацию во Владивостоке ? Work5 найдёт решение.


12;13] - умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Все эти требования фактически говорят об активном формировании действия моделирования у младших школьников, как универсальном действии, так и предметном. Одним из базовых межпредметных понятий является понятие моделирования. Оно используется как на уроках русского языка, на уроках математики, на уроках окружающего мира и на уроках литературного чтения. Проблемой формирования действия моделирования занимались многие отечественные ученые, такие как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.ВРепкин, А. В. Захарова и другие. В.В. Давыдов отмечал, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракция особого рода» [16,с.58], которые являются связующим звеном между теорией и действительностью, позволяет выявить внутренние связи и отношение объектов. Через этап моделирование, лежит способность понимать одно явление через другое, а это значит, что можно объяснить при помощи моделирования сложное, через простое, непривычное через привычное, ненаглядное через наглядное. В апреле-мае 2012/2013 учебного года в 33 регионах Российской Федерации в рамках трехлетнего проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (2011-2013 годы) осуществлялось внедрение инструментария и участвовали 77285 выпускников начальной школы из 3709 четвертых классов 1491 образовательного учреждения 33 регионов страны. В отчете Центра оценки качества образования Российской академии образования (2013 года) указаны типичные ошибки учеников 4 классов и рекомендации для педагогов по математике: «Результаты, продемонстрированные четвероклассниками в 2013 году, говорят о необходимости повышения внимания педагогов: к полноте решения выполняемых учащимися заданий и оценке реальности полученного ответа; к усилению работы с составлением модели». Масштабные исследования подтверждают проблему формирования действия моделирования на уроках математики. [19] Чаще всего дети сталкиваются с моделированием на уроках математики, и именно этот предмет является прекрасной базой для развития данного действия. На этом строили свои работы С.П. Баранов, А.Н. Бантова, В.В. Давыдов, Г. В. Бельтюкова, А.Ч. Варданян, А.Н. Демидова, А.Г. Асмолов и другие. Данные авторы отмечают, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования УУД моделирования. Также можно отметить, что именно в этот возрастной период дети переходят от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Именно работа с моделями и деятельность по их преобразованию позволяет плавно осуществить этот переход. Несмотря на то, что в области УУД моделирования уже проводились исследования и существует немало различных методик по его формированию, проблема остается актуальной. С самого рождения ребенка окружают модели, а с годами их становится все больше. Будь это игрушка или схема метро, их понимание очень важно и необходимо. С помощью моделей ребенок познает мир, упрощает свою деятельность, учится и даже передает необходимую информацию. Чем дальше идет современное общество, тем больше и сложнее становятся модели. Задача учителя не просто научить ребенка понимать их, но и самостоятельно строить, корректировать, дополнять. Все это позволит учащимся чувствовать себя гармонично в обществе. С повышением важности формирования данного УУД у учащихся, у учителей увеличивается количество вопросов о том, как добиться высоких результатов в этом направлении. Таким образом проблема нашего исследования является актуальной. Объект исследования: процесс формирования УУД моделирования у младших школьников при изучении математики. Предмет исследования: дидактические и методические условия формирования УУД моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач. Цель исследования: выявить дидактические и методические условия формирования УУД моделирования у младших школьников при обучении решению текстовых задач и разработать проект формирующего эксперимента на основе данных условий. Гипотеза: обучение младших школьников решению текстовых задач будет способствовать формированию УУД моделирования при реализации следующих педагогических и методических условий: • соблюдение этапности моделирования в процессе решения задачи; • использование в процессе обучения нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче; • использование приемов достраивания и видоизменения моделей. Задачи исследования: 1. проанализировать теоретические основы формирования УУД моделирования у младших школьников на уроках математики; 2. подобрать методики для диагностики уровня сформированности УУД моделирования и его составляющих; 3. провести диагностику уровня сформированности УУД моделирования у младших школьников; 4. разработать проект формирования УУД моделирования у младших школьников при решении математических текстовых задач; 5. обобщить и представить результаты исследования. При проведении исследования были использованы следующие методы: 1. анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы по проблеме исследования; 2. метод педагогического эксперимента; 3. качественная, количественная обработка и интерпретация экспериментальных данных. База исследования: Диагностика проводилась в двух школах - ГБОУ «Академическая гимназия № 56» г. Санкт-Петербурга и МОУ «Яблоницкая средняя общеобразовательная школа» пос. Курска Ленинградской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2-х классов. Общее количество диагностируемых - 76 человек. В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Одной из актуальных проблем в образовании является формирование универсальных учебных действий. Актуальным остается вопрос о формировании действия моделирования. Было выявлено, что действие моделирование на уроках математики в начальных классах является как метапредметным, так и предметным, и через действия моделирование осваивается весь курс математики начальных классов в системе РО. В данной работе представлены результаты исследования, направленного на приемы формирования действия моделирования на уроках математики начальных классов. Работа состояла из нескольких частей: первая часть – это работа с литературой по выбранной теме (теоретическая часть). Были представлены материалы о формировании действия моделирования и о его значении в развивающем обучении, рассмотрены работы Черкасовой А.М, Александровой Э.И, Г.А Цукермана. Во второй части работы удалось осуществить анализ затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики ,выделить проблемы и затруднения педагога и учащихся по формированию действия моделирования на уроках математики. В опытно-практической части были разработаны задания по трем уровням (понимание, построение, преобразование) моделей, направленные на формирование действия моделирования на уроках математики для 2 класса. Анализ результатов исследования повторной диагностической работы, выявил положительную динамику опытно-практической части. В результате был составлен сборник заданий направленных на формирование действия моделирования на уроках математики в начальных классах. На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том что,разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), т.к они: - сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования; - ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование); - сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов После проведенного исследования сделан вывод, что использование заданий систематизированных по трем уровням(понимание, построение, преобразование) моделей, направленных на формирование действия моделирования, способствуют формированию универсального действия моделирования у младших школьников. В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) по формированию универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики и проверить их результативность опытно – экспериментальным путём.
Читать дальше
1) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя./Э.И. Александрова.- М.: Вита-Пресс, 2012. - 240 с. 2) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2012. - 160 с. 3) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2012. - 184 с. 4) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2012. - 112 с. 5) Александрова Э.И. Сборник примерных программ для начальной школы: Сборник примерных программ./ Э.И. Александрова – М.: «Вита-Пресс», 2009. - 112 с. 6) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух книгах. Книга 1./ Э. И. Александрова – М., «Вита-Пресс», 2012 – 157 с. 7) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух книгах. Книга 1./ Э. И. Александрова – М., «Вита-Пресс», 2012 – 176 с. 8) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух книгах. Книга 2./ Э. И. Александрова – М., «Вита-Пресс», 2012 – 160 с. 9) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух книгах. Книга 2./ Э. И. Александрова – М., «Вита-Пресс», 2012 – 160 с. 10) Александрова Э.И. Научно-методические основы построения начального курса математики в системе развивающего обучения. Монография. Омск: Сфера, 2006. - 320 с. 11) Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. 12) Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщённого умения решать задачи : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Буренкова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 208 с. 13) Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системеД.Б.Эльконина В.В. Давыдова. - М.: ЦГТРО «Развитие личности», 2010. - 360 с. 14) Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С. Г. Воровщиков// Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40. 15) Выготский Л.С. История развития высших психических функций/Выготский Л.С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 2009г. с 7. 16) Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования./ В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 2001. – 240 с. 17) Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. – Томск: Пеленг, 2010. с.63. 18) Зинченко В. П. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова:/ В. П. Зинченко — М.: Гардарики, 2009.с.431 с. 19) Воронцов А.Б конференция «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения» пленарный доклад: «Учебная модель как средство реализации деятельностного подхода в обучении» (http://neo-didactica.ru/materials/). 20) Егорова Т.В., Митрохина С.В. формирование у младших школьников умения моделировать на уроках математики // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ; 21) Истомина Н.Б. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 288 с. 22) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и. др.]; под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152с.: ил. 23) Ковалёва Г.С. Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. /Ковалёва Г.С, Нурминская. А.И. http://www.centeroko.ru/fgos/fgos_pub.htm. 24) Леонтьев А.Н. Теория личности. http://kluver.ru/publ/29-1-0-123 РГБ ОД, 61 09-13/1203 http://www.dslib.net/obw-pedagogika/modelirovanie- kak-sposob-formirovanija-obobwjonnogo-umenija-reshat-zadachi.html 25) Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника/ Д.С. Елисеева. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94. 26) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
"Взаимодействие томских университетов с Особой экономической зоной "Томск" в образовательной и научно-исследовательской сферах"
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Регионоведение
курсовая работа
Феномен манипуляции политическим поведением
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
курсовая работа
Страховая пенсия по инвалидности
Количество страниц:
28
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image