Подводя итог, можно сказать, что основой научения является формирование эффекторных программ предстоящих действий, в процессе которых происходит сопоставление и оценка внешних и внутренних раздражителей, видового и индивидуального опыта, регистрация параметров и проверка результатов совершаемых действий.
И также следует отметить, что во всех вариантах проявляется основная формула: каждое действие начинается с внутренней мотивации, возможно, вызванной внешними причинами, которая в виде потребности активирует животное, начинает поиск стимулов и возможностей их снижения.
Это начало, как и общее направление исследований, всегда генетически закреплено, как и конец, конечные движения животного.
Скорость и гибкость этого исследования, как можно заключить из всего вышесказанного, зависят от развития высших психических функций, особенно интеллектуальных способностей, которые позволяют ему намного быстрее адаптироваться.
Психологи, как и большинство современных ученых-гуманистов, легко признают двойственную биосоциальную природу человека. Однако они избегают исследовать аналогии в поведении животных.
Так как аналогия не может стать сильным доказательством в научном суждении, также не может служить достаточным средством объяснения причин явлений.
Психика животных - внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., включающие такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.
Что же до методов сравнительной психологии, раздела психологии, изучающего сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa то одним из наиболее распространенных является метод аналогии.
Несмотря ни на что аналогии позволяют описывать некоторые структурные свойства, образы изучаемых объектов, явлений, найденные еще до того, как сформируются понятия о них. Аналогия сходство органов или частей разных по происхождению, но одинаковых по функциям.
Органы, выполняющие одинаковые или близкосходные функции, называют аналогичными. Развитие аналогичных органов свидетельствует не об их эволюционном сходстве, а лишь о приспособлении к одинаковым условиям существования Реймерс Н.Ф Большое значение метод аналогии имеет в детской психологии, так как детство это область стыка биологического и социального в человеке.
Только изучение поведения и психологии детского возраста у животных и человека может привести к умению отличать виды деятельности, основанные на внутреннем инстинкты и внешнем научение программировании к раскрытию секретов их сочетания, к управлению ими.
Здесь появляется возможность отличить врожденные формы поведения от приобретенных, а также выявить биологический смысл и функциональное содержание изучаемых форм.
В данной работе:
1) были детально изучены поведение животных и подразделение его на классы, виды и формы;
2) установлены взаимосвязи между поведением и психикой у животных;
3) обнаружены основные причины, влияющие на психику и поведение животных в разной степени.
Конечно, о многих сходствах и различиях в структуре психики и поведения животных и человека можно говорить бесконечно долго, стоит лишь отметить, что для сравнительной психологии человек изначально все же животное, и мотивы деятельности человека отчасти рассматриваются с животной точки зрения с учетом конечно, множества надстроек, смен механизмов поведения и проч.
Поэтому в практической психологии использование методов сравнительной психологии является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности психолога-практика.
И конечно же нельзя не отметить, что сравнение поведения и психики разных животных включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии и превратилось в междисциплинарную область.