ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психолого–педагогическая сущность понятия «творческие способности» 5
1.2 Словесное творчество как вид проявления способностей в творческих работах 10
1.3 Вопросы развития творчества младших школьников в педагогике 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОCОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 21
2.1 Анализ программы и школьных учебников в аспекте проблемы развития творческих способностей учащихся 21
2.2 Система творческих работ учащихся на уроках русского языка 25
2.3 Сравнительный анализ по выявлению эффективности внедрения психолого–педагогической модели по развитию творческих способностей учащихся начальных классов 28
Выводы по Главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Читать дальше
В процессе написания курсовой работы нами были изучены психолого-педагогические аспекты сущности понятия «творческие способности, которые заключаются в следующем. Анализ литературы показал, что творческие способности – это явление многокомпонентное. Можно заключить, что творческими способностями являются индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Анализ словесного творчества как отдельного понятия в сфере развития творческих способностей показал, что данное направление помогает ребёнку развить в значительной мере своё творческое воображение, позволяет усовершенствовать свои творческие навыки, а также овладевать правильной письменной и устной речью. Словесное творчество можно определить как некий род художественной деятельности, который возникает в следствии влияния внешних культурных факторов на ребёнка.
Вопрос развития творческих способностей широко рассматривался в педагогике на протяжении всей её истории. Он рассматривался одновременно среди отечественных и зарубежных ученых. Все они чётко утверждали необходимость использования творческого подхода в процессе реализации развития словесного творчества как в устном, так и письменном формате.
В процессе написания курсовой работы нами были проанализированы программа и школьные учебники в аспекте проблемы развития творческих способностей учащихся. Анализ показал, что современные учебники имеют в себе большое количество упражнений и заданий, направленных на формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Спектр заданий обширный, составлен на основе различных современных методик. Современные учебники и программы к ним отвечают требованию о необходимости формирования у детей творческих способностей.
Проанализированный нами урок с элементами заданий для развития творческих способностей ребёнка показал, что имеет большое количество творческих элементов, которые способствуют развитию соответствующих творческих способностей у учеников. Заметим, что домашнее задание, которое служит методом закрепления, также носит исключительно творческий характер.
Анализ урока безотрывно был связан с проведением эксперимента относительно эффективности использования психолого-педагогической модели по развитию творческих способностей учащихся начальных классов. Проведённый нами эксперимент показал, что уровень творческих способностей стал значительно выше после применения конспекта занятия с элементами творческих заданий, что свидетельствует об эффективности внедрения данной методики. Данные полученные в ходе проведения эксперимента говорят о необходимости и эффективности использования психолого-педагогической модели в процессе развития творческих способностей на уроках русского языка.
Читать дальше
1. Бойкина М.В., Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / М.В. Бойкина, В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2016. – 340 с.
2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс, 2017. – 192 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л.С. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособ. для вузов / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.
5. Гилфорд Джо Пол. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Джо Пол Гилфорд. – М.: Прогресс, 1965. – 335c.
6. Горохова Т. Маленький принц в Вальдорфской школе // Народное образование. – 1994. – № 1. – С. 34–36.
7. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крыжановская. – СПб.: OMS, 1994. – 46 с.
8. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 125. – С. 31– 40.
9. Журавлева Ж.И. Проявление словесного творчества у старших дошкольников в норме и патологии // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №.1. – С.144−147.
10. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – М.: Юрайт, 2016. – 309 с.
11. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. В 2 частях / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017. – 276 с.
12. Каурова, Н.В. Особенности методической работы по развитию словесного творчества современных дошкольников // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 1. – С. 1–15.
13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2016. – 368 с.
14. Кульчицкая О.И. Составляющие биографии создателя // Одаренный ребенок. – 1998. – № 3. – С.27–32;
15. Лeрнeр И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
16. Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И., Никольская Р.И. Речевые секреты: книга для учителей начальных классов / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с.
17. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2016. – 345 с.
18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: учеб. пособие для студ. / М.Р. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1985. – 211 с.
19. Львов М.Р. Школа творческого мышления: пособие по русскому языку: 1–4 класс / М.Р. Львов. – Тула: Родничок, 2003. – 287 с.
20. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. –1989. – № 6. – С. 29 – 33
21. Моляко В.А. Актуальные социально–психологические аспекты проблемы одаренности. // Одаренный ребенок. – 2017. – №1. – С.3-6
22. Московская С.В. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет / С.В. Московская. – СПб.: 1995. – 96 с.
23. Музыка А.Л. Ценности одаренной личности // Одаренный ребенок. – 1998. – С.6 – 10
24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. / Б.П. Никитин. – М.: Самокат, 2018. – 384 c.
25. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 280 с.
26. Пономарева Г.А. Креативный потенциал технически одаренной личности: природа, структура, критерии, развитие / Г.А. Пономарева. – М.: Просвещение, 1996. – 431 с.
27. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 705 с.
28. Сельченок К.В. Психология творчества: хрестоматия / под ред. К.В. Сельченко. – Минск: Харвест, 2019. – 389 с.
29. Сериков В.В. Теория и практика творческого развития / В.В. Сериков. – М: Логос, 2016. – 272 с.
30. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников / А.Э. Симановский. – М.: Юрайт, 2019. – 188 с.
31. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей / А.Э. Симановский. – М.: Академкнига, 2017. – 168 с.
32. Тетеркина Т.М. Теоретико-методологические основы организации личностно–ориентированного урока // Начальная школа. – 2016. – № 2. – С. 5–21.
33. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа. – 1995. – № 6. – С. 45–47.
34. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления. Тест Торренса: методическое руководство / Е.Е. Туник. – СПб.: Иматон, 2002. – 183с.
35. Френе С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.
Читать дальше