Таким образом, необходимо сделать выводы о том, что проведение таких реформ требует социального реализма, в соответствии с которым все преобразования должны производиться в пределах возможного в тех или иных условиях. Искусство политики состоит в способности ставить реальные цели, учитывать при этом несовершенство человеческой природы и необходимость в связи с этим социального контроля общества над личностью, предполагает признание важной роли демократии как инструмента такого контроля. Принцип реалистичности производимых преобразований обязательно должен присутствовать при реформировании федерализма, учитываться при выстраивании модели современного государственного устройства России.
Ещё раз следует упомянуть о традиции совместного проживания в России множества этносов, свободно развивающих свою национальную культуру, об исторической миссии России как Евразийской державы, об огромном природно-географическом потенциале России, о сформированности и сохранении у народов России чувств патриотизма, любви к своему Отечеству, приверженности социальной справедливости, укоренённости традиции сильной государственной власти. Надо также сказать о полном соответствии нового российского федерализма (унитарного федерализма) в его губернской форме всем этим цивилизационным характеристикам, присущим русскому миру во всей его многонациональности и поликонфессиональности.
Это должна быть федерация централистского типа с единой и неделимой территорией, не имеющая никаких внутренних границ, кроме административных, построенная по принципу губернского управления. Это должен быть добровольный союз равноправных административных единиц с элементами национально-культурной автономии (там, где имеется локализованное проживание лиц какой-либо национальности). Русский народ должен быть признан государствообразующим, подобно тому, как русский язык является общегосударственным, поскольку у него нет своей особой территории и особой национальной власти, как это имеется у всех других народов страны.
Признание русского народа государствообразующим справедливо по многим причинам, среди которых главные – это его численность и роль в создании государственности России. Это – историческая реальность, которая признается всеми народами как внутри страны, так и за рубежом.
Следует также сказать о том, что, конечно же, реальный процесс развития общества не должен ограничиваться реформированием федерализма, этот процесс должен охватывать и другие стороны общественной жизни. Деятельность по реформированию российского федерализма – это не самоцель российской государственности, а лишь одна из задач социального реформирования в целом. Решение этой задачи должно способствовать выполнению всех других задач, стоящих перед нашим обществом.
Реформа федерализма не может реализоваться без всенародной поддержки этой меры, а сама эта поддержка может быть обеспечена лишь проведением социально ориентированной политики, сердцевиной которой будут выступать гражданская ответственность и социальная справедливость, ориентация экономической и социальной политики на рост благосостояния всего народа.
Реализация такой политики нуждается в наличии непрерывно воспроизводимой политической воли, в основу которой может быть положена государственная идеология, ядром которой является идея государственного суверенитета, опоры на собственные силы, идея национального патриотизма.
Реформирование российского федерализма должно рассматриваться как важное условие возрождения России как великой державы – центра притяжения евразийского мира, как действительный категорический императив политического развития России в современных условиях.
Приведенные выше правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам федеративного устройства подтверждают вывод о том, что у органа конституционного контроля имеется достаточно средств для уяснения особенностей российской модели федерализма и развития конституционных принципов территориальной организации власти в условиях федеративной государственности. Вместе с тем, роль органа конституционной юстиции в развитии принципов федеративного устройства при наличии соответствующих поводов и оснований может быть усилена. Так, в толковании нуждается принцип конкурентного федерализма через интерпретацию принципа разграничения предметов ведения и полномочий, принцип кооперативного федерализма через утверждение принципов верности федерации и дружественного отношения к принципам федеративного устройства (горизонтальное и вертикальное взаимодействие и взаимопомощь, взаимный характер прав и обязанностей федерации и субъектов), а также вопрос о соотношении конкурентного и кооперативного федерализма в российской модели федеративного устройства.