ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИОННОГО ЯВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 4
1.1. Понятие и предпосылки коррупционного поведения 4
1.2. Причины коррупции в сфере государственного управления 7
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. Анализ коррупции в системе налоговых отношений в РФ 10
2.2. Влияние коррупции на финансовую безопасность страны 16
2.3. Совершенствование системы выявления и противодействия коррупционных явлений в финансовой системе России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Коррупция и уклонение от уплаты налогов стали в России значимыми неформальными и во многом взаимосвязанными явлениями. При этом коррупция в общем виде представляется более масштабным институтом, включающим в качестве сегмента и коррупцию при уклонении от уплаты налогов. По мнению исследователей, к сферам деятельности, подверженным коррупции, относятся налоговые и таможенные органы, которые за вознаграждение могут не заметить правонарушения со стороны налогоплательщика или принять к вычету налог на добавленную стоимость при «ложном экспорте» и т. д. В последние годы в России коррупция приобрела глобальный характер, что тормозит развитие института налогового контроля. Институт коррупции угрожает демократизации процедур налогового контроля, блокирует внедрение новаций в механизм налогового администрирования и снижает их эффективность.
Под воздействием, в том числе коррупционного фактора, уклонение от уплаты налогов в России стало неформальным институтом, нормой поведения немалого числа налогоплательщиков. Средства, сэкономленные от неуплаты налогов, идут не только на личное потребление, но и для незаконного коррупционного решения экономических и финансовых вопросов.
Институт коррупции в современной России развился в результате ускоренного роста государственной бюрократии и усиления ее сплоченности, слабости институтов гражданского общества и в какой-то степени беспомощности государственных контролирующих структур. Коррупция стала нормой поведения в бюрократических структурах, что собственно и определяет ее как неформальный институт.
Институты в сфере налогового контроля могут влиять на эффективность противодействия коррупции. При исследовании данного явления следует различать коррупцию в налоговых органах и уклонение от уплаты налогов без коррупционной составляющей. Во всех случаях имеются свои риски; в первом случае рискуют и налоговые органы, и налогоплательщики, во втором случае, главным образом - только налогоплательщики.
В современных условиях государство, используя только свои уполномоченные структуры не способно эффективно противостоять коррупции и выстроить соответствующую систему налогового контроля. Коррупцию можно снизить только совместными усилиями государства и институтов гражданского общества. Одним из путей решения указанной проблемы видится применение института государственно-частного партнерства в сфере налогового контроля, ведущую роль в котором должны сохранить государственные контролирующие структуры. Чтобы быть эффективными, антикоррупционные механизмы должны быть встроены в институт налогового контроля. Этого можно добиться путем развития согласительных процедур в отношениях с крупными налогоплательщиками, а в отношении малых форм предпринимательства - путем частичной передачи функций налоговых проверок на аудиторские и консалтинговые компании, в определенной мере представляющих интересы гражданского общества.
Правительство Российской Федерации активно ведёт политику противодействия коррупции. Создаются законы, нормативно-правовые акты, которые препятствуют ее развитию. Принимаются и реализуются различные мероприятия и планы противодействия коррупции. Однако, несмотря на это, Россия по-прежнему занимает не последнее место по уровню коррупции в стране. Эффективность мер противодействия коррупции в органах государственной власти зависит от целого комплекса мер организационного, правового, политического и технического характера, которые в совокупности способны улучшить качество публичного управления.
Для того чтобы в Российской Федерации успешно формировалась система противодействия коррупции, необходима комплексная, долговременная и постоянная политика, основанная на принципе неотвратимости наказания за нарушение законодательства.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ от 25.12.1993г., 04.08.2014, № 31, ст.4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954, 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 85.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228, 03.07.2017, N 27, ст. 3929.
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Алиева Э. Б. Коррупция в сфере налогообложения: практический аспект // Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: Материалы VI международной научно-практической конференции, Саратов. "Центр профессионального менеджмента "Академия Бизнеса", 2016. – С. 10-15.
6. Волосова Н.Ю., Щербакова Т.А. Исторические аспекты возникновения и развития коррупции в России // Наука среди нас. – 2018. - № 1(5). – С. 247 – 250.
7. Вострова Е. М. Коррупция в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2019. - №20. - С. 203-205.
8. Гришин Д. А. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // вопросы управления. – 2018. - № 3. – С. 39 – 43.
9. Дыжова А.А. Особенности проявления коррупции в различных сферах деятельности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2018. - № 1(34). – С. 193 - 195.
10. Кирпичева А.Ю. Механизм реализации коррупционной деятельности в налоговой сфере // Налоги. - 2018. - № 1. - С. 42 - 44.
11. Кондрат Е. Н. Коррупция как угроза финансовой безопасности государства // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2019. – № 7. – С. 51-54.
12. Некрасов С.В. Антикоррупционные практики российского законодательства // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Том 9, № 6А. - С. 110-121.
13. Поветкина Н.А., Пятковская Ю.В. Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12, № 5. – С. 641- 650.
14. Поличкина Е. Н. Коррупция в налоговой сфере: причины и меры противодействия // Научный вестник филиала Кубанского государственного университета. – 2018. – № 4-5. – С. 90-94.
15. Синельников Р.В. Проблемы и способы совершенствования законодательства на современном этапе борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Юридический факт. – 2020. - № 81. – С. 16 – 21.
16. Федотов Д.Ю. Коррупция и уклонение от уплаты налогов: взаимосвязь социальных явлений // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, № 12. - С. 2849 — 2862.
17. Флях, М. Д. Налоговая коррупция: проблемы и противодействие // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 12(29). – С. 615-618.
18. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 03.11.2021).
Читать дальше