Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия «идентичность» и ценностно-смысловой сферы молодых людей с нарушениями слуха 5
1.1 Историческое развитие понятия «идентичность» 5
1.2. Ценностно-смысловая сфера личности 8
1.3. Особенности процессов адаптации людей с нарушением слуха 10
Глава 2. Исследование идентичности и ценностно-смысловой сферы молодых людей с нарушением слуха 12
2.1 Объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования 12
2.2 Методы и методики исследования 12
2.3 Характеристика выборки и процедура сбора данных 13
2.4 Результаты исследования и их интерпретация 14
Заключение 18
Список литературы 20
Читать дальше
Целью работы являлось изучить статусы идентичности молодых людей с нарушением слуха и особенности ценностно-смысловой сферы.
Волонтерская деятельность в слышашей среде рассматривается нами как эффективный метод социальной адаптации людей с ОВЗ, что в свою очередь положительным образом влияет на личностное развитие молодых людей.
Анализ научной литературы, посвященной разъяснению понятия «идентичность» выявил отсутствие единого взгляда на данную проблему. Так в зарубежной психологии темой идентичности занимались: З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Дж. Марсиа и другие. В отечественной психологии наиболее близким понятием к «идентичности» является «личностное самоопределение». Этой проблеме посвящены труды Л. С. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, Е.Л. Солдатовой и других.
Ценностно-смысловая сфера личности образует две главные составляющие: система ценностных ориентаций и система смыслов. Личностные смыслы отражают субъективную значимость всех объектов, а система ценностных ориентаций в свою очередь отвечает за направленность личностной активности индивида. Таким образом ценностно-смысловая сфера определяет направленность, при этом регулирует социальное поведение личности.
Проведенное исследование позволило нам получить следующие результаты. Для начала мы выяснили как распределены статусы идентичности в группах с разным опытом волонтерской деятельности. Так среди молодых людей, не занимающихся волонтерской деятельностью почти половина человек имела статус «диффузная идентичность. Среди молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, больше половины принадлежат к статусу «достигнутая идентичность». Таким образом первая гипотеза подтверждена.
Вторая гипотеза о наличии статистически значимых различий по шкалам: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность и активные социальные контакты у молодых людей с нарушением слуха, занимающихся волонтерской деятельностью в слышашей среде или не занимающихся ею, была подтверждена частично. Мы выяснили, что члены группы волонтеров в большей степени ориентированы на саморазвитие, активные социальные контакты и сохранения собственной индивидуальности, чем группа без волонтерской занятости.
Таким образом проделанная работа дает нам право утверждать, что опыт взаимодействия со слышащей средой, в том числе через волонтерскую деятельность способствуют развитию и ценностной сферы личности, а направление этим изменениям задает актуальный статус идентичности.
Читать дальше
1. Авдеева А. П., Сафонова Ю. А. Статусно-ролевая идентичность студентов с нарушенным слухом //Современные наукоемкие технологии. – 2020. – №. 4-2. – С. 261-266.
2. Антонова Н. В., Белоусова В. В. Самоопределение как механизм развития идентичности [Электронный ресурс]// Педагогика и психология образования. 2011. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-kak-mehanizm-razvitiya-identichnosti
3. Задворная Е.С. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению [Электронный ресурс]/Е.С. Задворная// Ценности и смыслы. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-identichnosti-istoriya-formirovaniya-ponyatiya-i-sovremennye-podhody-k-izucheniyu
4. Карпушина Л. В., Сопов В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей //Прикладная психология. – 2001. – №. 4. – С. 9-30.
5. Климов В. В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия [Электронный ресурс]// Вестник ОГУ. 2007. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-samoopredelenie-lichnosti-trudnosti-i-protivorechiya
6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь/Под общ. ред. АВ Петровского, М.Г. Ярошевского.–2-е изд., испр. и доп //М.: Политиздат. – 1990. – С. 15.
7. Серый А В, ЯницкийМ.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 - 92 с.
8. Слотина Т. В.. Психология личности: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Т.В. Слотина 2008; Режим доступа: http://knigi.link/lichnosti-issledovanie-psihologicheskoe/psihologiya-lichnosti-uchebnoe.html
9. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека [Электронный ресурс]: дис. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук (19.00.01)/Солдатова Елена Леонидовна; Южно-Уральский гос. ун-т. – Челябинск, 2007. -375с.
10. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. №27 (203). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ego-identichnost-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-formirovaniya-lichnostnoy-zrelosti
11. Фаттахова М. Э., Михайлова Н. Ф. Самоидентификация и совладающее поведение у взрослых с нарушением слуха //Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2017. – Т. 5. – С. 101-108.
Читать дальше