ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………………..…...3 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ………………………………………… 6 4 1.1. Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста …………..……………..……..…………………6 1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………….……13 1.3 Программное содержание речевого теоретического развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………..16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………….…27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..30

Психолого-педагогические основы развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
33 страниц
71% уникальность
2021 год
26 просмотров
Крючков Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………………..…...3 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ………………………………………… 6 4 1.1. Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста …………..……………..……..…………………6 1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………….……13 1.3 Программное содержание речевого теоретического развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………..16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………….…27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..30
Читать дальше
Одним из ведущих направлений работы дошкольных образовательных учреждений считается становление у детей речевой функции. Система образования в настоящее время включает в практику своей меры, которые ориентированы на становление адекватных условий развития каждого дошкольника в соответствии с его возрастными особенностями. На сегодняшний день возросли требования к речевому развитию дошкольников. Так, к моменту завершения детского сада дети обязаны владеть определенным уровнем речевой активности, уметь выстраивать грамматически правильные предложения, иметь в своем словарном запасе достаточное количество слов. Также дошкольники должны быть готовы перейти от этапа диалогической речи к монологической речи. Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема формирования монологической речи занимает важное место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словарного запаса и способа его развития является одним из актуальных вопросов.


Поможем написать диссертацию на заказ во Владивостоке Просто заполните форму на сайте Work5.


. Известно, что более подходящим периодом для всестороннего становлении речи является дошкольный возраст. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как словарный запас ребенка, это не только средство речи, но и мышления. Одной из важнейших предпосылок для овладения чтением, письмом нужен необходимый уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, знание структуры значения слова, умение употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим смыслом, способность к самостоятельному ведению рассказа. Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.А.Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. [9, 11, 19, 28, 33, 34, 35]. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Е.М. Струниной, О.С.Ушаковой и др. [1, 2, 29, 31]. Данными исследователями развитие словаря понимается как долгий процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Исследователями выделяются количественная и качественная стороны работы со словарным запасом ребенка. На данный момент не существует точных границ количества слов необходимых для каждого возрастного периода. Размер индивидуального словаря – объект, очень индивидуальный. Это связано с тем, что собственно невозможно отследить сколько ребенок знает слов, и как он их употребляет в контексте. Д.Б. Эльконин [35] в своих работах высказывал идею о том, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его работы и общения с взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря. Он замечал, что установление средних количественных характеристик в отношении абсолютного состава словаря и его прироста очень затруднено ввиду того, что условия жизни оказывают на развитие словаря большое влияние». Ключевым условием успешной сформированностью ребенка является верное развитие речи. Данная способность отражается в отношении со сверстниками и старшими детьми, к окружающей действительности и психологического состояния ребенка в целом. Становление связной речи считается ключевым в речевом воспитании детей, это связано с ее общественной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высочайшая конфигурация речи мыслительной работы, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. При подготовке ребенка к школе огромную роль играет формирование и становление монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Цель исследования – отметить главные основы развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования – аспектный анализ литературы по теме изучения. Объект исследования – Психолого-педагогические основы становления монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования – комплекс заданий по развитию монологической речи у ребят среднего дошкольного возраста. Таким образом, имеется противоречие между потребностями общества в использовании методик для формирования связности монологической речи детей старшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.

Читать дальше
На основании проведенной работы можно сделать соответствующие выводы: 1.Речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных способностей человек не имеет возможность полноценно общаться. Именно в овладении связной речью ребёнок обучается воплощать в жизнь ведущую функцию языка и речи – коммуникативную. Связная речь работает высшей формой мыслительной деятельности и считается показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Освоение связной речью является ключевым условием благополучной подготовки детей к обучению в школе. 2.Непросто переоценить социальную значимость становления связной речи в формировании гармоничной личности. Развитие связной речи воздействует и на воспитание, и на развитие интеллекта. Наиболее необходимым периодом развития речевой деятельности считается этап дошкольного детства, когда ребёнок впитывает и воспроизводит большое количество информации. 3.В старшем дошкольном возрасте ребёнок обучается владеть речью как средством общения, продолжает обогащать активный словарь, учится грамматически правильному составлению диалогической и монологической речи, развивает интонационную и звуковую культуру. Все эти способности особенно актуальны для следующей ступени образования. 4. На сегодняшний день есть большое количество программ, методов, приемов, методик, нацеленных на формирование связной речи у детей. Их использование является важной частью при работе над развитием и изучением связной речи детей дошкольного возраста. 5. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработан комплекс упражнений, направленный на развитие связной речи у детей старшей группы. Таким образом, мы отметили, что монологическую речь, возможно отнести к сложному и организованному виду связной речи, который подвергается внешними и внутренними мотивами. Монологическая речь – это произвольный вид речи, и оттого он требует особого речевого воспитания. Формирование монологической речи через художественную литературу воздействует на чувства ребёнка, принуждает сопереживать и тем самым порождает желание не только запомнить услышанное, но и пересказать. Развитие уровня состояния монологической речи играет главенствующую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает ведущее место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В формировании монологической речи можно чётко проследить связь интеллектуального и речевого развития детей, развития их восприятия, мышления, наблюдательности. Прослеживаются умения отбирать и анализировать основные качества и свойства, характерные для конкретной ситуации, определять о каком предмете или событии говорится в рассказе, устанавливать между явлениями и предметами те отношения, которые считаются важными для построения связного высказывания (временные, причинно-следственные). Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры выражения, объединением нескольких составляющих совместной логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, содержит мотив и замысел. Овладение деятельностью пересказа определяется устойчивым и неустойчивым типами развития связной монологической речи. Для высокого уровня развития устойчивого типа характерно творческое воспроизведение литературного образца. Неустойчивый тип проявляется в неумении построить высказывание в соответствии с основными и дополнительными критериями связной монологической речи. Комплексное обследование, проведенное с детьми старшего дошкольного возраста, позволило целостно оценить речевую способность детей в различных формах речевых высказываний – от элементарных до наиболее сложных. Проведенный анализ программ говорит о надобности проведения специального обучения с целью формирования специальных умений для построения связных монологических высказываний повествовательного типа. Можем предположить, что, если будет организована систематическая работа, использоваться методы и приемы, направленные на обучение пересказу, учтены общепедагогические принципы, индивидуальные и возрастные особенности детей, тогда повысится уровень развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 207 с. 2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. –159 с. 3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М., 1994. 4. Бабаева З.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. З.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 2007. –205с. 5. Бардиер Г., Розман И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. - 93 с. 6. Бунеев, Р.Н. По дороге к азбуке. Развитие речи и подготовка к овладению грамоты / Р.Н. Бунеев и др. – М.: Баласс, 2007. – 64 с. 7. Васильева, В.С. Педагогическая практика в дошкольных организациях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учебно-методическое пособие / В.С. Васильева, Е.А. Буркова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017 – 233 с. 8. Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т.С. Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 9. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 - т.5. -158 с. 10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. // Собр. соч. в 3 т. – М.: Просвещение, 1983. – Т. 2. – С. 135-154. 11. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи: научное издание / А. Н. Гвоздев; АПН РСФСР. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 473 с. 12. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 284 с. 13. Гризик, Т.И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. – 47 с. 14. Доронова Т.Н. Радуга: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2014. – 232 с. 15. Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / З.М.Истомина. – М: Просвещение, 1967. – 228 с. 16. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н.Карпова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 198 с. 17. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982 18. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных учрждений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов-н/Д.: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с. 19. Леонтьев, А.Н. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. // Вопросы порождения речи и обучения языку / под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. – М.: Наука, 1967. – С. 52-69. 20. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. -144 с. 21. Логинова В.И. Детство: примерная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с. 22. Назарова Н.М. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. - 85 с. 23. Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В. и др. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. 24. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999. - 93 с. 25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Т.1. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989 – 488 с 26. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 27. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 1989 г. -99 с. 28. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / А.Ф. Сохин // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23-29. 29. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа. Методические рекомендации / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 192 с. 30. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002. – 207 с. 31. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2008. – 288 с. 32. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: автореф. диссер. на соискание ученой степени д. п. н. в форме научного доклада / Т.Б. Филичева. – М.: МГУ, 2000. – 129 с. 33. Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи / С.Н.Цейтлин // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978. – С. 45-52. 34. Черемухина, Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 92-104. 35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 2003. – 532 с. 36. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский // Отв. ред. А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 1986 – С. 17–58.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятия и виды ответственности за нарушение жилищного законодательства
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Жилищное право
курсовая работа
Интерактив в вечерних программах Love радио
Количество страниц:
30
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Особенности бизнес - планирования. Разработка бизнес -плана магазина сувенирной продукции"
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бизнес-планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image