Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические аспекты цифровизации на уроках истории
§1.1 Основное понятие цифровизации образования в современном обществе .5
§1.2. Проблемы и риски связанные с глобальной цифровизацией …..……..…8
Глава 2. Практические аспекты цифровизации на уроках истории
§2.1. Цифровизация на уроках истории в современной образовательной среде………………………………………………………………………………18
§2.2. Формирование ведущих компетенций обучающихся на уроках истории в рамках цифровизации образовательного процесса ……………………………24
Заключение……………………………………………………………….............30
Библиографический список…………………………………..........….......…….31
Читать дальше
Исходя из всего сказанного о сущности цифровизации образования, его принципах, целях, содержании и педагогических технологиях, становится понятным мое несогласие, высказанное в начале статьи, с утверждением, что выполняя социальные функции в киберпространстве человек будет «субъектом сетевых сообществ, а не в роли суверенной личности».
Ведь субъект – это человек, способный к целеполаганию и целереализации в ситуациях неопределенности, то есть личность, а не мозг, перерабатывающий информацию в соответствии с заданной программой и не понимающий противоречия, считающий их ошибкой.
Далее можно отметить проблему личности, как одиночки, индивидуалиста, не способный взаимодействовать с другими членами киберсообщества. Как раз эта опасность грозит при безоглядной индивидуализации цифрового обучения.
Отсутствие способности продуктивно взаимодействовать с другими личностями в условиях тотальной киберсоциализации всего общества, производства и самого образования, нужна опора на адекватную психолого-педагогическую теорию.
В её основе должна быть ориентация на неисчерпаемые возможности личности и деятельности человека, «вооруженного» компьютером, а не на «компьютерную метафору».
Представляется, что в качестве такой теории и может выступить теория контекстного образования.
И последнее. Следует всячески поддержать и пропагандировать идею В.А. Плешакова о необходимости введении в учебный план школы специального практико-ориентированного курса, направленного на научно обоснованное (пока оно идет стихийно) компетентное владение подрастающим и уже подросшим поколением цифровыми устройствами в уже наступившую эпоху всеобщей киберсоциализации общества.
Не стоит слепо следовать новомодным тенденциям цифровизации, так как не под все образовательные модули подходит данная тенденция, но и отвергать положительное влияние цифровизации на учебный процесс не стоит.
Читать дальше
I. Нормативно-правовые источники
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) /[Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". Режим доступа: www.consultant.ru/ ( дата обращения 29.05.2021).
2.Постановление Верховного Совета РСФСР "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" от 22. 11. 1991 г. № 1920-1 /[Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". Режим доступа: www.consultant.ru/ ( дата обращения 13.05.2021).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).
II. Научная и учебная литература
3.Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. – М.: Логос, 2010.
4.Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 3-16.
5.Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. Учебное пособие. – М., МПГУ, 2017.
6.Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012.
7.Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1(4). [Электронный ресурс]URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М. Педагогика, 1983.
9.Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Современная высшая школа. – 1982. – № 3. – С. 118-122.
10.Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982.
11.Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина / Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С. 174-191.
12.Коровин А. Дети в сети, или знакомьтесь: Поколение Z [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z
13.Кузьминов Я.И. ВШЭ полностью откажется от традиционных лекций в пользу онлайн-курсов [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/news/vshe-study-online
14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл: Академия, 2005.
15.Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М.: Изд-во «Ай Кью», 1992.
16.Психологические особенности поколения Z. [Электронный ресурс] URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html
17.Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / Под научн. ред. А.А. Вербицкого. – М.: СПб.: Нестор-История, 2018.
18.Рыбакина Н.А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе // Образование и наука. – 2017. – Том 19. – № 2. – С. 31-50.
19.Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584–2069. – New York: William Morrow and Company, 1991. [Электронный ресурс] URL: https://www.goodreads.com/book/show/183651.Generations
20.Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology – 1983. – Vol. 23. – № 10. – P. 25-2
21. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84–88.
22. Осадчая А.В. Виды кибербуллинга и формы противодействия ему // Проблемы качества образования. Психологопедагогические аспекты гуманитарной культуры общества. Управление в региональных социально-экономических системах: сборник докладов XVII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог, 2016. С. 73–76.
23. Такулич М.М. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 3. С. 30–37.
24. Тильченко Л.М., Уваров Р.В., Зайцев С.И. Социальная инженерия. Фишинг и способы противодействия ему // Региональная информатика и информационная безопасность: сборник научных трудов. СПб., 2017. С. 308–311.
25. Направленность и содержание правовоспитательной деятельности. [Электронный ресурс] /URL:http://www.tisbi.ru/home/science/journal-of-tisbi/2000/4/17-2/ (дата обращения 26.05.2021)
26.Ромашов Р.А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект [Текст] // Правовая культура. 2011. № 1. С. 7-10.
27. Радченко Т. А. Правовая социализация личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. [Электронный ресурс]/2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-sotsializatsiya-lichnosti (дата обращения 30.05.2021)
28.Семитко А.П. Правовое воспитание, правовая культура и права человека [Текст] // Философский словарь по правам человека. Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2006. 331 с. 53.
29.Столяренко A.M. Юридическая педагогика: курс лекций. [Текст] М.: ЭКМОС, 2000. 469 с.
30.Тазарев В.В., Морозова Л.А., Радько Т.Н. Теория государства и права:
учебник для бакалавров. [Текст] М.: Издательство Проспект, 2014. 568 с.
Читать дальше