Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ родительства в современной отечественной и зарубежной научной литературе 7 1.1 Феномен родительства в отечественных исследованиях психологов, социологов, педагогов 7 1.2 Феномен родительства в исследованиях в зарубежных исследованиях 14 1.3 Источники и условия формирования представлений о родительстве по этапам возрастной периодизации 22 1.4 Влияние социального статуса семьи на развитие представлений ребенка о родительстве 26 1.5 Психологические новообразования юношеского возраста как условие становления образа родителя 31 Глава 2. Эмпирическое исследование представлений девушек и юношей о родительстве 35 2.1 Методологическая основа исследования 35 2.2 Анализ результатов исследования представлений о родительстве 37 2.3 Определение взаимосвязи участия обоих родителей в воспитании детей на их будущее формирование представлений о родительстве 43 Заключение 47

Представления о будущем родительстве в юношеском возрасте

курсовая работа
Психология
50 страниц
88% уникальность
2021 год
24 просмотров
Романов А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ родительства в современной отечественной и зарубежной научной литературе 7 1.1 Феномен родительства в отечественных исследованиях психологов, социологов, педагогов 7 1.2 Феномен родительства в исследованиях в зарубежных исследованиях 14 1.3 Источники и условия формирования представлений о родительстве по этапам возрастной периодизации 22 1.4 Влияние социального статуса семьи на развитие представлений ребенка о родительстве 26 1.5 Психологические новообразования юношеского возраста как условие становления образа родителя 31 Глава 2. Эмпирическое исследование представлений девушек и юношей о родительстве 35 2.1 Методологическая основа исследования 35 2.2 Анализ результатов исследования представлений о родительстве 37 2.3 Определение взаимосвязи участия обоих родителей в воспитании детей на их будущее формирование представлений о родительстве 43 Заключение 47
Читать дальше
Анализ современных исследований в области семейного воспитания показывает, что большинство молодежи не готовы связывать себя узами брака и заводить потомство. В социальных сетях все чаще появляются посты и обращения молодого поколения не заводить детей, быть свободными, выбирать отношения без обязательств. С другой стороны требования общества к родителям возрастает не только со стороны морального контекста, но и в правовом аспекте. Ответственность пугает современных девушек и юношей, они стараются избежать привязанности к одному месту и условиям. Молодежь отказывается от семейных отношений и родительских ролей, заменяя межличностные связи на карьерный рост, достижение материальных благ, профессионального становления. Анализируя социальные причины кризиса семьи, Л.А. Грицай рассматривает отношение общества к родительству как фактор, определяющийся представлениями о нем, принятыми в каждой конкретной культуре и влияющими на становление механизмов отцовства и материнства. Важным каналом передачи социального опыта и, в частности, представлений о родительстве являются средства массовой информации, интернет и современные произведения искусства, которые транслируют подрастающему поколению суждения о правильном воспитании детей, раскрывая цели, функции и методы воспитания, реализуемые в семейной жизни «хорошими родителями».


Хотите узнать сколько стоит заказать курсовую работу в Ростове ? Рассчитайте на нашем онлайн-калькуляторе.


Казалось бы, просвещение в области семейного воспитания должно стимулировать адекватные и осознанные родительские чувства, но получается обратный эффект. Чем больше информации поступает современной молодежи, тем дольше они не хотят становиться родителями. Согласно отечественным и зарубежным авторам, основная проблема здесь видится в том, что транслируемые в СМИ образы материнства и отцовства далеко не в полной мере учитывают социокультурные и психологические особенности общества, в котором реализуется родительство. Несмотря на наличие достаточного количества исследований, посвященных представлениям о родительстве и психологической готовности к его осуществлению (Г.Г.Филиппова, О.А. Карабанова, М.Е. Ланцбург, К.Н.Поливанова, Е.И. Захарова, Е.О. Смирнова, Н.В. Мухина, К.Н. Белогай, А.И. Воднева, Т.В. Пальцева, Д.Лангридж и др.), вопрос об источниках, содержании и соответствия представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей эффективному родительству остается открытым и нуждается, по нашему мнению, в более детальном изучении. Актуальность данной работы состоит в том, что изучение представлений о родительстве, сложившихся до встречи с ним в собственном опыте и существенно влияющих на его восприятие и переживание в реальной ситуации, позволит не только выявить содержательные особенности образа материнства и отцовства у молодежи, но и определить основные направления гармонизации представлений о родительстве и отношения к нему, как условие психологической готовности к его реализации. Цель исследования: изучить возрастные особенности представлений современной молодежи о материнстве и отцовстве, определяющие степень их психологической готовности к родительству. Объект исследования: представления современной молодежи о родительстве. Предмет исследования: связь содержания представлений о материнстве и отцовстве, как когнитивного компонента психологической готовности к родительству у девушек и юношей, с отношением к родительству. Исходя из цели исследования и теоретического анализа проблемы нами выдвинуты следующие гипотезы: 1. Представления о родительстве у девушек и юношей в период вхождения во взрослость различаются полнотой и соответствием модели эффективного родительства. 2. Образ собственной матери для девушек и собственного отца для юношей как источник представлений о родительстве оказывает влияние на формирование отношения к будущему родительству у молодежи. Цель исследования определила следующие задачи: 1. Проанализировать имеющиеся данные относительно содержания и роли представлений о материнстве и отцовстве в становлении психологической готовности к родительству у молодежи. 2. Исследовать содержание образов и представлений о родительстве у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 3. Эмпирически выявить характер отношения к родительству у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 4. Провести анализ степени соответствия представлений о материнстве и отцовстве у молодёжи модели эффективного родительства. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии структуры и содержания психологических представлений о родительстве, их связь с содержанием родительской позиции и родительской деятельности. Полученные в ходе исследования данные доказывают, что представление о родительстве существует как индивидуально-вариативная реальность, обусловленная социокультурными и субъектными особенностями личности. Практическое значение исследования определяется возможностью использования полученных результатов для коррекционной работы с девушками и юношами в период вхождения во взрослость, направленной на обогащение представлений о материнстве и отцовстве, как условии психологической готовности к родительству. Повышение степени адекватности и полноты представлений о материнстве может являться средством для профилактики девиантного родительства, гармонизации детско-родительских отношений и увеличения уровня родительской компетентности молодежи. Методологическая база исследования: В исследовании опора велась на представления: - Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина о культурно-исторической обусловленности развития человека в онтогенезе; - учение П.Я. Гальперина о структуре психического действия и ориентирующей функции идеального образа; - А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, С.Д. Смирнова о содержании, структуре и функциях представления как элемента самосознания. Рассматривая проблему материнского отношения, упор делался на идеи О.А. Карабановой, Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой, Е.И. Захаровой, А.С.Спиваковской о культурной обусловленности формирования того или иного типа отношения к ребенку и материнству и родительской позиции в целом. Методы исследования: 1. Социобиографическая анкета. 2. Авторская модификация опросника «Неоконченные предложения» (Д.М. Сакс), направленного на выявление особенностей отношения к родительству у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 3. Авторская модификация «Родительского сочинения» (О.А. Карабанова), направленная на выявление отношения к материнству, содержания и степени адекватности представлений о нем. Выборка. В исследовании приняли участие 30 респондентов от 18 до 25 лет (18 девушек и 12 юношей). Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в данном исследовании впервые выделены признаки адекватности представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей эффективному родительству, обоснована и доказана их роль в формировании когнитивного и эмоционального компонентов психологической готовности к родительству. Для достижения целей и задач исследования разработан и апробирован методический инструментарий, позволяющий выявить предпочитаемые образы материнства у современных молодых людей, основанные на различных типах сочетания материнства с другими сферами и признания доминирующей или дополняющей позицией родительства в жизни женщины. На основе полученных результатов впервые были разработаны методические рекомендации по осуществлению просветительской и психологической работы, направленной на гармонизацию представлений о родительстве у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. Подводя итоги проведенного эмпирического исследования представлений о материнстве и отцовстве у современной молодежи можно выявить ряд вынужденных ограничений работы. Преимущественное использование проективных методик для оценки содержания и адекватности представлений о родительстве в связи с отсутствием других адекватных целям и задачам исследования методик ограничивает репрезентативность полученных результатов. Таким образом, гипотеза о представлениях о родительстве у девушек и юношей в период вхождения во взрослость различаются полнотой доказана. В результате диагностики и качественного и количественного анализа выяснилось, что представления о семье и родительстве отличаются у представителей разного пола. А также, выяснилось, что образ собственной матери для девушек и собственного отца для юношей как источник представлений о родительстве оказывает влияние на формирование отношения к будущему родительству у молодежи. Что стало результатом диагностического исследования. Таким образом, цель исследования изучить возрастные особенности представлений современной молодежи о материнстве и отцовстве, определяющие степень их психологической готовности к родительству доказана.  
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психические проблемы высшей школы. - СПб., - 2014. - с.53 2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2006. – 352с. 3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики / М: Издательский Дом Ш. Амонашвили, - 2012. - 80 с. 4. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т. Гончарова // Народное образование. - 2020. - № 6 - С. 98. 5. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. ... канд. псих. наук / М.О. Ермихина. – Казань, 2004. – 18 с. 6. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины / И.С. Кон. – Москва: Время, 2009. – 709с. 7. Кон И.С. Социология личности / М., 2017. - С.103-104 8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / М.: 2019. - 67 с. 9. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М.: АРГУС, 2014. – 267 с. 10. Овчарова Р.В. Материнство в неполной семье / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова. – Курган: КГУ, 2014. - 356с. 11. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с. 12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Издво Института психотерапии, 2003. – 319с. 13. Павловский В.В. Ювенология / М.,2001. - с.61 14. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: автореф. ... канд. псих. наук / Е.Г. Смирнова. – Курган, 2008. – 22с. 15. Тремаскина, Е. В. К проблеме формирования личности в юношеском возрасте / Е. В. Тремаскина, Н. С. Уривская. // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 12-14. 16. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240с. 17. Фромм Э. Искусство любить / Э.Фромм. – М.: изд-во «АСТ», 2014. – 221с. 18. Харчев А.Г. Социология воспитания / М., 2019. - 222 с. 19. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 271 с. 20. Чукреева, В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2019. — С. 180-183. 21. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб: Питер, 2008. – 693с. 22. Giles H. Three narratives of parent – educator relationships: Toward ounselor repertoires for bridging the urban parent - school divide. Professional School Counseling, № 8(3), 2015, pp. 228-235. 23. Martin C. Le soutien à la parentalité: une nouvelle politique en Europe, Politiques sociales et familiales, n 118, décembre 2014, p. 9-22
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Использование ГИС-технологий в области охраны окружающей среды
Количество страниц:
28
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
курсовая работа
Жизнь Гёца фон Берлихингена
Количество страниц:
85
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Осветительные прибор в стиле тиффани
Количество страниц:
34
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Дизайн
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image