Хотите узнать сколько стоит заказать курсовую работу в Ростове ? Рассчитайте на нашем онлайн-калькуляторе.
Казалось бы, просвещение в области семейного воспитания должно стимулировать адекватные и осознанные родительские чувства, но получается обратный эффект. Чем больше информации поступает современной молодежи, тем дольше они не хотят становиться родителями. Согласно отечественным и зарубежным авторам, основная проблема здесь видится в том, что транслируемые в СМИ образы материнства и отцовства далеко не в полной мере учитывают социокультурные и психологические особенности общества, в котором реализуется родительство. Несмотря на наличие достаточного количества исследований, посвященных представлениям о родительстве и психологической готовности к его осуществлению (Г.Г.Филиппова, О.А. Карабанова, М.Е. Ланцбург, К.Н.Поливанова, Е.И. Захарова, Е.О. Смирнова, Н.В. Мухина, К.Н. Белогай, А.И. Воднева, Т.В. Пальцева, Д.Лангридж и др.), вопрос об источниках, содержании и соответствия представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей эффективному родительству остается открытым и нуждается, по нашему мнению, в более детальном изучении. Актуальность данной работы состоит в том, что изучение представлений о родительстве, сложившихся до встречи с ним в собственном опыте и существенно влияющих на его восприятие и переживание в реальной ситуации, позволит не только выявить содержательные особенности образа материнства и отцовства у молодежи, но и определить основные направления гармонизации представлений о родительстве и отношения к нему, как условие психологической готовности к его реализации. Цель исследования: изучить возрастные особенности представлений современной молодежи о материнстве и отцовстве, определяющие степень их психологической готовности к родительству. Объект исследования: представления современной молодежи о родительстве. Предмет исследования: связь содержания представлений о материнстве и отцовстве, как когнитивного компонента психологической готовности к родительству у девушек и юношей, с отношением к родительству. Исходя из цели исследования и теоретического анализа проблемы нами выдвинуты следующие гипотезы: 1. Представления о родительстве у девушек и юношей в период вхождения во взрослость различаются полнотой и соответствием модели эффективного родительства. 2. Образ собственной матери для девушек и собственного отца для юношей как источник представлений о родительстве оказывает влияние на формирование отношения к будущему родительству у молодежи. Цель исследования определила следующие задачи: 1. Проанализировать имеющиеся данные относительно содержания и роли представлений о материнстве и отцовстве в становлении психологической готовности к родительству у молодежи. 2. Исследовать содержание образов и представлений о родительстве у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 3. Эмпирически выявить характер отношения к родительству у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 4. Провести анализ степени соответствия представлений о материнстве и отцовстве у молодёжи модели эффективного родительства. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии структуры и содержания психологических представлений о родительстве, их связь с содержанием родительской позиции и родительской деятельности. Полученные в ходе исследования данные доказывают, что представление о родительстве существует как индивидуально-вариативная реальность, обусловленная социокультурными и субъектными особенностями личности. Практическое значение исследования определяется возможностью использования полученных результатов для коррекционной работы с девушками и юношами в период вхождения во взрослость, направленной на обогащение представлений о материнстве и отцовстве, как условии психологической готовности к родительству. Повышение степени адекватности и полноты представлений о материнстве может являться средством для профилактики девиантного родительства, гармонизации детско-родительских отношений и увеличения уровня родительской компетентности молодежи. Методологическая база исследования: В исследовании опора велась на представления: - Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина о культурно-исторической обусловленности развития человека в онтогенезе; - учение П.Я. Гальперина о структуре психического действия и ориентирующей функции идеального образа; - А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, С.Д. Смирнова о содержании, структуре и функциях представления как элемента самосознания. Рассматривая проблему материнского отношения, упор делался на идеи О.А. Карабановой, Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой, Е.И. Захаровой, А.С.Спиваковской о культурной обусловленности формирования того или иного типа отношения к ребенку и материнству и родительской позиции в целом. Методы исследования: 1. Социобиографическая анкета. 2. Авторская модификация опросника «Неоконченные предложения» (Д.М. Сакс), направленного на выявление особенностей отношения к родительству у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 3. Авторская модификация «Родительского сочинения» (О.А. Карабанова), направленная на выявление отношения к материнству, содержания и степени адекватности представлений о нем. Выборка. В исследовании приняли участие 30 респондентов от 18 до 25 лет (18 девушек и 12 юношей). Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы.